Ключевая проблема фондового рынка Украины - не налаженные коммуникации
Как констатируют участники фондового рынка, на сегодня он недостаточно популярен как среди инвесторов, так и среди большинства компаний. В частности, по оценкам экспертов, вкладывать свои средства в акции сегодня не готовы около 90% инвесторов.
В свою очередь, компании не спешат становиться публичными. В результате, верить в их инвестпривлекательность у потенциальных покупателей акций просто нет оснований. Тем более, если есть негативный инвестиционный опыт.
"На этапе привлечения мы все белые-пушистые. А когда приходит время рассчитываться, то найти и спросить, где же деньги, часто бывает не у кого. Потому что предприятия исчезают, переезжают с места на место. Это является самым главным фактором недоверия людей", - говорит гендиректор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Андрей Рыбальченко.
Частные инвесторы просто хотят денег. И все. Они хотят зарабатывать деньги, при этом где-то отдыхая, загорая на пляже, не занимаясь этой работой. Они просто хотят вложить и через некоторое время получить деньги обратно.
Готовясь к созданию Зоны свободной торговли с Евросоюзом, украинские компании должны были быть заинтересованы в распространении европейской практики привлечения инвестиций. На Западе же фондовый рынок - именно та площадка, где компании и соревнуются за средства инвесторов. И чем более публична компания, чем выше ее авторитет, тем она в этом соревновании более конкурентоспособна.
"То есть, если мы понимаем европейский опыт, то они сознательно на это идут. Они сознательно понимают, что: я вот открываюсь, но получаю миноритариев, которые дают мне деньги, я вместе с ними развиваясь, растет цена на мои акции, моя капитализация. И следующим шагом может быть второе размещение, второе привлечение, выход акционера, продажа подобное. Украинским компаниям я не вижу причины так поступать", - сказал директор представительства Варшавской ФБ в Украине Андрей Дубецкий.
По словам эксперта, украинский бизнес соревноваться в публичности не спешит из-за того, что отечественный фондовый рынок все еще остается слаборазвитым. Поэтому, едва ли не единственным стимулом к открытости остается возможность работать с мощными бизнес-партнерами, для которых открытость компании - обязательный элемент сотрудничества. А вот надлежащая забота об инвестораз - в частности своевременное информирование и партнерские отношения - отходят на второй план. Между тем, как в мечтах самых инвесторов, фондовый рынок должен позволять им зарабатывать, не напрягаясь.
"Сегодня на рынке единицы, кто таким образом относится к инвесторам при продаже своих инструментов. Кто-то активнее что-то рекламирует, кто-то меньше, кто-то вообще закрыт ", - говорит директор инвесткомпании "Тройка Диалог Украина" Артемий Ершов.
"Частные инвесторы просто хотят денег. И все. Они хотят зарабатывать деньги, при этом где-то отдыхая, загорая на пляже, не занимаясь этой работой. Они просто хотят вложить и через некоторое время получить деньги назад", - отмечает гендиректор компании "Лизинг ИТ" Дмитрий Богодухов.
Вместе с тем, как констатируют эксперты, с уже привлеченными партнерами-инвесторами украинские компании по причине оффшорной структуры собственности довольно часто ведут себя совсем не по-европейски. Часто они даже не выходят на связь, чем нарушают элементарную этику делового общения. При этом, на улучшение ситуации в ожидании экономического кризиса рассчитывать трудно.