Не мытьем, так катаньем

28 июля 2017, 12:24
Читати новину українською

Железная дорога в очередной раз пытается поднять стоимость своих услуг. В этот раз – путем отмены тарифного регулирования вагонной составляющей.

Практический каждый год УЗ повышает стоимость ж/д перевозок. За период с 2010г по 2016г грузовые тарифы выросли в 3,3 раза. В 2017г УЗ вновь предприняла попытку поднять тарифы на 25%, однако это не удалось из-за сопротивления грузоотправителей, для которых такое повышение в нынешних экономических условиях неприемлемо, пишет Владислав Решетняк в своем блоге.

Следует отметить, что в последние годы поступления от повышения тарифов попросту "проедались", при хроническом недофинансировании капитальных инвестиций. Так, из полученных в 2015г от повышения тарифов 7,3млрд гривен, только 1,6 млрд гривен было направлено на обновление и ремонт инфраструктуры, остальные 5,7 млрд.грн – на текущие расходы (увеличение зарплат, электроэнергия, обслуживание долгов). В 2016г история с недостаточными капитальными инвестициями вновь повторилась – доля освоенных капитальных инвестиций в 2016 году снизилась на 19% относительно 2015г и составила 54% от запланированных. При этом ни представителям бизнеса, ни отраслевым экспертам непонятно, куда пошли деньги, полученные от повышения тарифов (3,8 млрд.грн). Результат такой финансовой политики налицо – старение и сокращение вагонного парка, старение и острый дефицит тяги, что приводит к падению операционных показателей, соответственно финансовым потерям как УЗ, так и ее клиентов.

Но "не мытьем – так катаньем": принятие нового постановления об отмене тарифного регулирования вагонной составляющей, проект которого был недавно обнародован, направлено, в первую очередь, на повышение доходов УЗ и вновь за чужой счет. Однако и здесь есть нюансы – теоретически доходы должны вырасти, но могут и упасть.

Проект приказа "Об утверждении Изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги" предусматривает рыночные ставки за использование собственного вагона ПАО "Укрзализныця", предоставленного для перевозки груза в пределах Украины. Иными словами, если и раньше плата за вагон устанавливалась сборником тарифов, то сейчас чиновники УЗ смогут сами устанавливать размер платы за вагоны ПАО УЗ. Настораживает тот факт, что в проекте приказа, никак не определяются референтные источники для оценки правомерности уровня тарифной ставки – есть ссылка только на статьи 4 и 11 Закона Украины "О ценах и ценообразовании", в которых говорится: "Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен". То есть тарифная ставка может быть как значительно выше рыночной, так и значительно ниже, в зависимости от согласованных условий, что закладывает большие риски возникновения недобросовестной конкуренции, и как следствие предвзятости при распределении вагонов, а также коррупции.

Для начала нужно запустить в работу автоматизированную систему распределения порожних грузовых вагонов, которая должна снизить влияние человеческого фактора, а также поможет устранить коррупционную составляющую, о которой говорят игроки рынка. В частности, в своем обращении к вице-премьеру Степану Кубиву, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, председателю ПАО УЗ Войцеху Балчуну и руководству Антимонопольного комитета грузоотправители отмечают, что обеспечение одних частных грузовладельцев парком полувагонов УЗ не достигает 10%, в то время другие – обеспечены данным ресурсом более чем на 90%. В таких условиях предоставление полномочий ПАО "Укрзализныця" относительно свободного ценообразования, очевидно, только углубит проблему коррупции при распределении парка.

Кроме того, речь идет о том, что у УЗ нет организационно и финансового выделенного оператора подвижного состава, а значит финансирование программ по расширению/содержанию вагонного парка происходит за счет инфраструктурной составляющей тарифа. В последствии, это приведет к дискриминации как грузовладельцев, так и других операторов, которые не имеют такой инструмент финансирования своих затрат.

Резюмируя, можно сказать, что бизнес не против повышения тарифов, однако хочет понимать куда деваются деньги? Кстати, Войцех Балчун как-то говорил о том, что средства от повышения тарифов будут идти на целевой счет, и тратиться все будет исключительно на инфраструктуру и подвижной состав.

Автор Владислав Решетняк