Толерантный ислам: как живут крымские татары во Львове без мечети

15 сентября 2017, 16:01
Читати новину українською

Когда говорят о крымских татарах во Львове, один из самых распространенных стереотипов касается, в первую очередь, их религии.

И на это нельзя не обращать внимания – другая, неизвестная большинству украинцев, в том числе и львовянам, религия вызывает различные эмоции – от страха до любопытства. Потому мы решили разобраться, настолько ли страшен ислам, как его малюют? И есть ли от ислама хоть малейшая угроза консервативному христианскому галицкому обществу.

Когда находишь почти на окраине Львова указанный адрес, по которому находится Исламский культурный центр, то на несколько секунд теряешься: перед глазами ни мечети, ни толпы в хиджабах – обычное двухэтажное здание, из открытых окон которого раздается детский смех. Проходишь внутрь – никто тебя не останавливает на входе, просто ходят женщины и мужчины, бегают дети и послушно занимаются подростки. Удивительное дело – но среди этих женщин я впервые чувствую себя неудобно из-за моего наряда и непокрытой головы. Никто не делает никаких замечаний, даже нет никакого напряжения, но сама чувствую, что здесь мой вид неуместен.

Читайте также: Львовяне vs крымские татары: как ужиться между собой?

Прохожу в кабинет имама Мурата Сулейманова. Приветливый улыбчивый молодой человек на мою протянутую руку отвечает рукопожатием – никаких неудобств по этому поводу. Но легкое недоумение на моем лице стало заметным – он улыбается в ответ: "Да, мы же не в средневековье живем и уважаем привычки и традиции всех людей, поэтому можете чувствовать себя свободно".


Имам Мурат Сулейманов

Начинаем разговор о том, как вообще живется мусульманам во Львове, не испытывают ли крымские татары каких-либо неудобств по поводу собственной религии и тому подобное. Но уже с первых минут разговора понимаю, что такое вряд ли возможно.

Львов не очень отличается от остальной Украины в этом вопросе. Я родился в Украине, и, в принципе, с самого детства я начинал практиковаться, как и мои родители – они практикующие мусульмане. И не было у нас никаких трудностей, чтобы открыть мечеть или спокойно пойти помолиться, или прочитать молитву. Что касается Львова – то, конечно, здесь тоже не было никаких сложностей. То, что здесь нет мечети, не является большой проблемой. Опять же, здесь мусульман не очень много, и строить мечеть было определенное время бессмысленно. Здесь жила определенная община крымских татар, мусульман. Но они преимущественно ассимилировались, и из ислама сохранили лишь какие-то обрывки. Больше, пожалуй, сохранились традиции, так или иначе связанные с исламом, но не религия в чистом виде. Однако нам для того, чтобы помолиться, не обязательно иметь мечеть в классическом понимании этого слова. Мы можем это делать здесь, в нашем центре. А можем дома. А можем еще где-нибудь, потому что молитва не зависит от места – она зависит от твоей веры и от людей,
– рассказывает Мурат.

О том, как мусульманам живется рядом с христианами, у меня тоже были определенные стереотипы, я считала, что религии определенным образом противоречат друг другую. К тому же есть определенный устойчивый образ относительно того, что ислам является агрессивной религией. Однако, по словам Мурата, это оказалось не более, чем обычным мифом:

"Не было никаких трудностей. Возможно, это я так чувствую, возможно для кого-то были проблемы, кто-то, возможно, с этим сталкивался, но я здесь нахожусь 2 года и еще никто ко мне не подошел и не сказал – вот ты мусульманин и какие-то неприятные слова в мой адрес не говорил. Или вот же – у нас есть соседи вокруг, христиане-львовяне. по крайней мере со мной не было такого, чтобы кто-то пришел и начинал на нас кричать "зачем вы здесь находитесь" и т. д. Мы не испытываем ни осуждения, ни, тем более, агрессии. Напротив, Львов я увидел как город, в котором есть ценность человечности и божественности. Потому что эти люди уважают религию, знают, что такое религия. И вот эта ценность, человечность и божественность – оно у них есть, существует. И, возможно, благодаря этому они достаточно толерантно воспринимают право других людей на другие религиозные предпочтения. К того же у нас есть то, что, безусловно, нас объединяет – христиане верят в Бога, мусульмане верят в Бога. И у нас, и у христиан есть уважение к вере как таковой, и это делает невозможными агрессию и неприятие".


Исламский культурный центр

Однако, несмотря на все понимание и толерантность в отношении ислама существует множество стереотипов. И они возникают не по злобе или ненависти, а из-за банальной нехватки знаний. Люди просто не знают ничего об исламе, и поэтому готовы верить во все существующие стереотипы. И такие организации, как исламский культурный центр, как раз призваны не только работать для внутренней общины мусульман, а еще заниматься опровержением этих мифов, рассказывать о том, каким является ислам на самом деле. Потому что эти стереотипы слишком сильно мешают сожительству разных общин.

Самый первый стереотип – многие думают, что ислам – это жесткая религия, ислам призывает к терроризму. И действительно, если даже мы возьмем СМИ – 80%, большая часть – это негатив. Это негатив, и очень часто показывают "ИГИЛ" – под названием "Исламского государства" – и показывают их отношения, то, как они ведут себя, и говорят – вот это ислам. Конечно, человек, который не является мусульманином – он, если услышит "мусульмане", у него сразу ассоциация – терроризм, это человек с бородой, с автоматами, который кричит "Аллах акбар" и т. д. Это первое,
– отмечает Мурат.

"Второй стереотип – они угнетают своих жен. Это тоже такой актуальный вопрос – что жена не может ничего делать, это неуважение к женщине, полная дискриминация, которая не дает ничего делать, только вот она сидит дома и по приказам она живет и т. д. Но на самом деле это далеко не так. Почему? Потому что Ислам – это идеальная религия, то есть нет гендерных проблем, нет дискриминации женщины. В Коране говорится, что мужчина – он ответственен. Но это не значит, что мужчина должен женщину полностью закрывать, что мужчина должен ею командовать – такого нет. Мужчина – в каких-то моментах он преобладает, то есть он сильнее чем женщина, а в некоторых моментах женщина сильнее, чем мужчина. Или вот еще о женщине – она идет в хиджабе, а кто-то говорит: "Вот она закутана, муж ее заставил, ей жарко, она не хочет и т. д.". Откуда это взяли? Это стереотипы. Мы не знакомы с этим, мы не знаем, как это выглядит, это стереотипы. Возможно, есть еще другие, но это яркие, которые я встречал в отношении женщин, в отношении ислама. Все это далеко не так. И это факт. Но в отношении мусульман – далеко мы не идеальны. Все мы люди, нам свойственно ошибаться, понимать не так и т. д. И я сам видел мусульман, которые относятся не хорошо к своим женам, потому что они не правильно понимают суть своей религии".

Читайте также: Сожительство двух народов: как культура и религия крымских татар могут обогатить Львов

Важно понимать, что в исламском культурном центре речь идет не только сугубо о религии, сколько о внутренних правилах жизни, о своей культуре, о традиции, языке и тому подобном. На базе центра работает замечательная мультимедийная библиотека. Для всех желающих проводят бесплатные языковые курсы. Для детей есть воскресные школы, по субботам и воскресеньям, где изучают Коран. Также делаются дополнительные уроки – это духовность, это как мусульманин должен молиться. И какие-то развлекательные программы, игры и т. д. Чтобы детям было интересно.

Все это способствует тому, что люди могут больше узнать об исламе, а сами крымские татары вместе с другими мусульманами имеют возможность сохранять собственную религию, традиции, культуру и тому подобное.

И хотя в обществе все еще очень много стереотипов относительно религии крымских татар, все они происходят от незнания. От страха узнать что-то новое. Но такая ситуация должна меняться. В таком случае мы сможем строить более здоровое общество, которое будет толеровать одинаковое восприятие всех религий и одинаковое уважение ко всем украинцам, в том числе, к крымским татарам.