Опасность "порто-франко" для Одессы и точки над "і"
Источник:
Facebook Злой ОдесситОдесса два года спустя после событий 2 мая 2014 года остается одним из наиболее нестабильных регионов Украины, к которому внимание агентов кремля приковано неустанно, пристально, а проявление сепаратизма перешло из агрессивно-активной формы в латентную, что не менее опасно.
И одним из подобных элементов проявления сепаратизма является неустанно раскручиваемая тема особой экономической зоны "порто-франко".
Что более всего удручает в складывающейся ситуации, так это то, что на фоне того, как сама идея "порто-франко" старательно развивается ее создателями и даже активно пиарится, в противовес этому не оказывается абсолютно никакой информационной работы. То есть, идеи Сергея Кивалова, Вадима Рабиновича, Николая Скорика, а точнее не их, а порученные им в исполнение кремлевскими кураторами, имеют куда большую информационную поддержку, чем раскрытие для одесситов истинного значения порто-франко.
Что же, в таком случае стоит расставить окончательно и бесповоротно все точки над "і" в данном вопросе, и для этого рассмотрим два периода развития порто-франко – имперский и современный.
Имперский период
В период Российской Империи режим порто-франко был не уникален, и на ее территории не одна лишь Одесса получала подобные привилегии, а потому, когда кто-либо в политических целях говорит об уникальности данной системы – тот нагло и бесстыдно лжет. Хотя этим людям лгать не в первой… Но продолжим.
Порто-франко впервые возникло в Феодосии и просуществовало с 1798 по 1799 года. Затем, в хронологическом порядке, режим свободного порта, обусловленный беспошлинным ввозом и вывозом товаров, вводился в Одессе с 1819 по 1858 годы, во Владивостоке с 1861 по 1909 годы, в Батуме с 1878 по 1886 годы и даже в устьях Оби и Енисея с 1870 по 1879.
Но, как мы видим, казалось бы, при всех рекламируемых преимуществах "порто-франко" данный режим всегда имел конечный срок. То есть, уже один этот факт должен натолкнуть на мысль, что если режим свободного порта это манна небесная, процветание и небо в бриллиантах, то почему он в некоторых городах просуществовал не более года?
Недостатки "порто-франко" Российской Империи
В большинстве случаев промышленный сектор того города или же региона, который оказывался под действием режима свободного порта, попадал в весьма непростую ситуацию по отношению к государству, ведь для вывоза товаров за пределы города-области они облагались такими же налогами, как и иностранные. Разумеется, иностранные товары пользовались куда большим спросом, чем отечественные, а потому местное производство в зоне "порто-франко" медленно, но уверенно умирало.
Государство в зоне "порто-франко" не имело возможности контролировать товарооборот, что приводило к росту контрабанды, а отсутствие централизованного учета способствовало росту коррупции. В частности, к 1858 году, закату "порто-франко" в Одессе, Российская Империя несла убытки от негативных факторов данного режима почти в полмиллиона рублей!
Стоит отметить также негативный фактор в виде резкого роста такого явления, нынче известного как рейдерство. После того, как свободная земля в зоне "порто-франко" закончилась, более влиятельные предприниматели стали вытеснять конкурентов с меньшими связями и, грубо говоря, не имеющих надежной крыши, о чем свидетельствуют множественные выписки в городском архиве о криминогенной обстановке в Одессе того периода. Со временем земля в зоне стала непомерно дорогой и была сконцентрирована в руках определенных групп, а свободная конкуренция задушена в зачатке.
"Порто-франко" в Одессе просуществовало дольше остальных своих аналогов не потому, что оно было успешным, как это преподносят глашатаи идеи – проблемы очевидны и вырисовались с первых же дней существования "свободного порта". Дело в том, что данный режим в городе курировал непосредственно князь Воронцов, который был заинтересован в таможенной свободе Одессы, и благодаря которому он продлился десятилетия… Думаю, про профит князя говорить не стоит?
Современный период "порто-франко"
Учитывая все вышеизложенные минусы, порто-франко в современной интерпретации несет еще большую угрозу и опасность для региона.
Прежде всего, если в период Российской Империи речь шла, в основном, о заинтересованности определенных лиц в потоках контрабанды и прибыли с коррупционных схем, то на сегодняшний день, мы имеем угрозу сепаратистского проявления в области. Да, согласно идеям все тех же Кивалова, Рабиновича и Скорика, таможенная свобода будет не в рамках порта и припортовой зоны, или даже города, а в границах всей области, что явно является аналогом "народной республики".
Режим свободного порта позволит не только осуществлять неконтролируемые грузоперевозки через Одессу, в число которых совершенно свободно могут входить как оружие, так и и наркотики, торговля людьми, незаконная миграция, но и открыть границу с Приднестровьем, также обеспечив доступ в регион как представителей пророссийских взглядов из непризнанной республики, так и непосредственно агентов РФ и, разумеется – поток оружия.
Что же до экономической выгоды, то с оглядкой на исторический опыт можно ожидать не только смерть одесской промышленности, которая не сможет конкурировать с иностранными аналогами, но будет находиться в такой же ценовой категории для покупателей по всей Украине, но и можно спрогнозировать неконтролируемый рост цен на недвижимость. Но, если кто-то надеется выручить в будущем за ржавый гараж вблизи порта баснословную сумму и до конца жизни пировать в киевском новострое, то он глубоко ошибается, поскольку за ростом цен на недвижимость придут и жесткие времена вытеснения неугодных из лакомых участков.
В действительности "порто-франко" — это мягкая форма сепаратизма, кремлевский план "Б" для Одессы, на который брошены средства и ресурсы, и который вполне может быть реализован. А за тот период, пока область будет скатываться в бездну очередной "республики", заинтересованные лица выжмут из криминальной составляющей режима по максимуму. Однако одесситы до конца не осознают всю суть и пагубность данного режима для города, при этом объяснить им, окончательно расставить все точи над "і", никто не утруждается.
Читайте также: Готовы ли россияне жить в нищите ради Крыма?