Посредничество Катара и другие инициативы для похищенных детей: кто вернул больше всего?
Начало 2024 года ознаменовалось новым витком международных инициатив в сфере возвращения похищенных украинских детей. Поиск решения для кризиса, спровоцированного преступлениями российских агентов, фигурирует в повестке дня на разных уровнях. К чему договорились эксперты и госслужащие и ускорит ли это возвращение детей – читайте в авторской колонке для сайта 24 Канала.
Международная экспертная группа Bring Kids Back UA (группа Ермака – Кеннеди)
Впервые о создании новой группы было заявлено еще в сентябре 2023 года. Тогда стало известно о том, кто будет ее возглавлять и какова цель деятельности.
Читайте также Самое отчаянное наступление россиян на Авдеевку может начаться через месяц
В декабре 2023 года сопредседатели – глава Офиса Президента Украины Андрей Ермак и баронесса Хелена Кеннеди – провели первую встречу в узком формате. Уже 9 января 2024 собрались все 20 членов, среди которых ни одного представителя экспертной и правозащитной среды Украины.
Среди положительных аспектов планов группы Ермака – Кеннеди - значительное внимание к возвращению "статусных детей" и к реформе деинституциализации, стремление создать алгоритм раннего реагирования и предупреждения депортаций и принудительного перемещения. Также предусмотрена координация усилий в сфере санкционной политики, коммуникационной стратегии, адаптация лучших практик по репатриации и воссоединению.
Следует отметить и усилия по усилению эффективности действующих норм международного права и деятельности специализированных международных организаций в этом контексте.
Вместе с тем очевидно, что на первом заседании ответы на вопрос, как именно, когда, куда и с чьей помощью возвращать украинских детей из-под контроля России, коммуницированы не были. Без внимания остались и пробелы в международном праве относительно возвращения на Родину "статусных" детей и оценки их наилучших интересов – сферы, где уже существуют разногласия внутри мирового сообщества.
Посредничество Катара
На сегодня Катар – это единственное государство, усилия которого по возвращению украинских детей признаются обеими сторонами вооруженного конфликта. В то же время, российская детская уполномоченная Мария Львова-Белова настаивает на привлечении к этому процессу Ватикана. Детали "сотрудничества" в случае обоих государств освещаются недостаточно, но даже из такого объема информации можно сделать определенные выводы.
- Во-первых, возвращение детей является двусторонним процессом. Украина, выполняя свои международные обязательства, также способствует воссоединению несовершеннолетних граждан России, разлученных с их родителями в связи с полномасштабным вторжением. Таких случаев по информации официальных лиц России – 4.
- Во-вторых, посредничество Катара позволяет частично заменить применение тех международных договоров, которые были прекращены в отношениях с государством-агрессором.
- В третьих, среди случаев возвращения, где обе стороны указывают на посредничество Катара, большинство – воссоединение кровных родственников, а не репатриация депортированных, в частности, "статусных" детей.
Заметьте Хорошие и плохие новости о поставках России ракет из КНДР
Наконец, стоит обратить внимание на культурные особенности Катара, для которого не присуща действующая в Украине и России система институционального ухода за детьми, которая может замедлить темпы возвращения сирот, особенно тех, которых передали в российские семьи.
Содействие Катара обычно заключается в налаживании коммуникации между Украиной и Россией, финансировании расходов на проезд и проживание законных представителей. При этом алгоритм возвращения выглядит так же, как это было и до привлечения государства: украинские законные представители вынуждены ехать на территорию под контролем России и проходить все те проверки, которые от них требует российская сторона. В целом таким образом за почти полгода удалось воссоединить с родственниками около 20 детей.
Специальный комитет ПАСЕ по ситуации с украинскими детьми
Несмотря на то, что орган, который начал деятельность в середине декабря 2023 года, занимается не только похищенными детьми, его члены демонстрируют заинтересованность в оперативном возвращении депортированных маленьких украинцев.
Уже разработан комплекс мер в сфере создания единого юридического механизма возвращения, санкционного давления, ликвидации пробелов в международном праве. Также произошло усиление сотрудничества с международными организациями, в частности Международным комитетом Красного Креста, удовлетворение потребностей детей в реабилитации и реинтеграции.
Деятельность органа является публичной, к ней широко привлечены украинские и иностранные эксперты и правозащитники. Об эффективности Специального комитета можно будет судить со временем, однако направление его планов обнадеживает.
Международная конференция "Похищенные Россией"
Международная конференция по возвращению похищенных украинских детей состоится 31 января – 1 февраля 2024 года. Среди указанных целей – содействие репатриации и воссоединению с семьями, привлечению виновных лиц к ответственности, повышению осведомленности и объединению международной поддержки. Соответствующая цель является важной и релевантной ситуации, в которой оказались похищенные дети. Запад формирует значительные ожидания относительно конкретных результатов.
Интересно Как определяют сценарии будущего и почему все они так важны
Проблемой остается сочетание гуманитарного аспекта возвращения с юридическим – привлечение виновных к ответственности. Очевидно, что первое, что второе, крайне важно. Однако формировать нарратив "все возвращенные дети – свидетели ваших преступлений в МУС" подрывает усилия по репатриации и не является основанием для создания эффективного юридического механизма.
Подводя итог, следует подчеркнуть: аккумуляция усилий международного сообщества должна происходить на одной площадке. Если это невозможно сделать, между всеми инициативами должны существовать четкие координационные связи. В настоящее время сказать о них в украинском контексте сложно, поскольку публичности в деятельности инициатив недостаточно, и вопросы о сути вовлеченности тех или иных субъектов остаются открытыми.
Если согласиться с необходимостью "тишины" вокруг персональных данных и кейсов похищенных детей можно, то секретность деятельности международных инициатив недопустима, так как не позволяет измерить ее эффективность. А, может быть, в этом и суть?