Из-за океана: чем Украина хочет заменить уголь с Донбасса
Украина уже больше года – независимое от российского газа государство, а вот сможем ли мы не покупать у России еще и уголь, перейдя на американский, австралийский или африканский – вопрос в первую очередь денег. В частности – денег обычных украинцев.
Сколько переплатим и какие сейчас существуют проблемы импорта угля из-за рубежа – в материале сайта "24".
Блокирование активистами путей сообщения на востоке Украины и официальное прекращение товарооборота с временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей заставляет украинские власти искать альтернативы углю с Донбасса. Не исключено, что Украина будет покупать этот природный ресурс в Штатах, Австралии или Южной Африке. По крайней мере об этом недавно заявил премьер-министр Владимир Гройсман, добавив, что будут покупать его за валюту.
Эксперты в вопросе, реально ли закупать уголь из дальнего зарубежья, единодушны – нет ничего невозможного. Главная проблема – исключительно финансового характера.
Не по карману
Украинским энергетикам, а затем украинским потребителям "заокеанский" уголь будет стоить гораздо дороже, чем уголь с Донбасса, объясняет в комментарии сайту "24" экс-пресс-секретарь НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Землянский.
Скорее всего, говорит эксперт, цена будет примерно 3 000 гривен за тонну против 1 700, что мы имели раньше. Конечно, в перспективе большая стоимость отразится и на тарифах. Ожидается, отмечает Землянский, что режим чрезвычайного положения в энергетике сохранится на ближайшие месяцы.
Ожидаем еще летние пики. У нас достаточно жаркое лето, не исключено, что чрезвычайное положение продолжат, вследствие того, что антрацитового угля будет недостаточно для стабильной работы. Речь идет о том, что антрацитовая группа тепловых электростанций будет работать в ограниченном режиме,
– отмечает Землянский.
Возвращаясь к финансовой стороне вопроса – прежде всего, стоит ожидать рост цен украинских производителей вследствие увеличения себестоимости продукции, отмечает эксперт, а также инфляцию и колебания валютного рынка. Уголь нужно будет закупать за валюту – если у нас расчеты шли в рублях, то за "заморский" уголь, скорее всего, придется рассчитываться в долларах.
Читайте также: Товар от агрессора: сколько угля Украина покупает в России
Немалая переплата и перегруженность портов
С тем, что покупать уголь в Америке, Австралии или ЮАР реально, вопрос лишь в том, кто за это заплатит, – соглашается директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Если сравнить текущую цену угля, которая заложена в тариф на электрическую энергию, вырабатываемую теплоэлектростанциями, отмечает Марунич, и реальную цену на биржах необходимого нам уголя, переплата будет примерно 6 миллиардов гривен до конца текущего года. Это цена в тарифе – то есть тот самый "Роттердам+" (формула, что рассчитывает индикативную цену угля в тарифе для тепловых электростанций на электрическую энергию).
Если сравнить фактический "Роттердам+" на текущий месяц и реальную цену угля, если будем покупать уголь по реальным котировкам западных бирж, переплата будет дополнительных 6 миллиардов гривен,
– говорит Марунич.
Если Украина полностью отказывается от закупок угля на Донбассе, ей понадобится дополнительных 8-8,5 миллионов тонн угля. В то время, подчеркивает эксперт, как вся Южная Африка производит лишь 3 миллиона тонн антрацита. Поэтому закупиться только южно-африканским углем у нас не получится, отсюда и возникают возможные варианты поставок угля из США и Австралии. Хотя это и дороже и сложнее в плане логистики.
Закупать уголь из дальнего зарубежья дороже и тяжелее логистически. Фото Getty Images
Украинские порты перегружены, рассказывает Валентин Землянский. На нормальном режиме украинские ТЭС должны потреблять примерно 800 тысяч тонн угля в месяц, а порты могут перегрузить порядка 4 тысяч тонн угля. Эксперт объясняет эту разницу нужно будет покрывать за счет ограничения мощностей украинских тепловых электростанций.
Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец придерживается схожего мнения: украинские порты не имеют возможности принимать крупнотоннажные корабли, а это значит, что доставка будет только малотонажками, что также увеличивает стоимость доставки, отмечает он на своей странице в Фейсбук. К тому же, Турция ограничивает пропуск крупнотоннажных кораблей через Босфор.
Подходит ли уголь?
Да, горит все. Технических вопросов тут нет, говорит Землянский, из "иностранного" уголь будет сделана смесь, так называемый штыб (грубо говоря, переизмельчение угля), для загрузки в украинские ТЭС.
В то же время Михаил Волынец придерживается другого мнения. Уголь из США очень дорогой, отмечает он: высокие зарплаты горняков, большое плечо доставки с американского континента (расстояние от пункта продажи до склада покупателя без перегрузки по пути). По его словам, этот уголь не очень подходит для наших ТЭС и ТЭЦ.
Из Австралии уголь дешевле, говорит эксперт, потому что плечо доставки от места добычи почти отсутствует, но доставка по воде достаточно далека. Из ЮАР уголь, объясняет Волынец, немного хуже украинских антрацитов, однако там ограничена возможность доставки – до 700 тысяч тонн в год.
Модернизация ТЭС и тарифы
Всего в мире существует до 10 стран-крупнейших добытчиков угля антрацитовой группы. Среди них – ЮАР, Австралия, США, Вьетнам, Канада. Цены на уголь у них – рыночные, рассказывает в комментарии сайту "24" энергетический эксперт Мария Яковлева.
В каждой стране есть соответствующая угольная биржа. В зависимости от спроса формируется рыночная цена. На сегодня она около 50-60 долларов за тонну антрацитовой группы угля. Это средневзвешенная цифра, плюс на каждой бирже есть свои особенности при транспортировке,
– отмечает эксперт.
Украина может покупать на биржах или непосредственно ориентируясь на биржевую котировку у добытчиков. Причем со скидками, комментирует Яковлева – это нормальная мировая практика, когда уголь закупается большими объемами на долгосрочной основе.
На сегодня рыночная цена за тонну антрацитовой группы угля составляет 50-60 долларов. Фото Getty Images
В ситуации, когда Украина отказывается от угля с Донбасса и России, подчеркивает Яковлева, нужно модернизировать теплоэлектростанции и просматривать рецептурные смеси. Ведь на сегодня существуют рецептурные смеси со значительно меньшей долей антрацитового угля, зато в большей – газового и бурого.
Это вопрос сугубо профессиональный. Центральный орган исполнительной власти, который уполномочен этим заниматься, – Министерство энергетики и угольной промышленности – эти вопросы должен рассматривать и модернизировать, устанавливать порядок, чтобы это произошло до начала следующего отопительного сезона,
– комментирует Яковлева.
Следовательно, если Министерство энергетики и угольной промышленности проведет модернизацию тепловых электростанций, за счет которой существенно уменьшит закупку антрацитовой группы угля, тарифы на электроэнергию расти не будут, подчеркивает Яковлева. Если же такой модернизации не будет – украинцы снова заплатят дороже. На сколько именно – пока не известно. На сегодня можно говорить, что это меньше половины нынешней стоимости, говорит эксперт. Однако, цена на импорт угля из-за границы в любом случае будет закладываться в тариф, который снова надо будет пересматривать – сначала для промышленности, затем для населения. Поэтому, не исключено, что следующий отопительный сезон станет для украинцев, как и для украинской власти, не меньшим испытанием, чем нынешний, который, кстати, еще продолжается.
Читайте также: Доблокировались: почему на самом деле власть прекратила торговлю с Донбассом