Реформа НБУ – не прихоть, а жизненная необходимость

18 октября 2016, 15:05

В начале октября этого года в Верховную Раду поступила новая законодательная инициатива №5257, направленная в целом на реформирование, и, в частности, на повышение прозрачности работы Национального банка Украины.

Своевременно ли это и соответствует ли реальной необходимости реформировать банковскую систему Украины? Ответ на этот вопрос возможен лишь после диагностики самого законопроекта и ситуации в стране.

Реальность заключается в том, что на протяжении последнего времени украинский центробанк, провозглашая идею очищения банковской системы от банков – "стиральных машинок", фактически проводит зачистку банковского сектора. При этом он использует действующее законодательство и избегает необходимости представлять общественности действительные причины ликвидации того или иного банковского учреждения.

Экспертное сообщество уже не первый год в унисон говорит о необходимости реформирования Нацбанка, особенно в части создания внутри структуры регулятора системы "сдержек и противовесов". Также речь идет о необходимости обязать НБУ публиковать все акты, принимаемые Правлением НБУ, и в первую очередь, те, которые касаются закрытия банков.

Эта дискуссия длится уже давно, и нашла свое место в конце мая этого года на всеукраинском форуме с участием более 200 банкиров и международных экспертов финансового сектора. Итогом форума стало принятие его участниками Стратегии развития банковской системы 2016-2020 "Синергия развития банков и индустриализации экономики". Эта стратегия была сразу же рекомендована профильным комитетом Верховной Рады для использования в работе Кабинету Министров и Национальному банку Украины. Огромный плюс этой стратегии в том, что она прямо, а не косвенно говорит о необходимости реформирования не только законодательства относительно Нацбанка, но и в целом банковской системы. Но реалии таковы, что по сегодняшний день вместо выполнения принятой Стратегии, Нацбанк и далее продолжает "большой банкопад". В таких условиях невозможно вернуть доверие и убедить население и бизнес возвращать деньги в банки.

За время этого "большого банкопада" Нацбанком было выведено с рынка более 80-ти банков, что составляет 45% всего банковского сектора, исходя из количественных показателей. Мы потеряли более чем половину банковского сектора по объему активов. У НБУ сегодня есть много полномочий чтобы спасти банки, но он взял сознательный курс на сокращение их количества. Конечно, это выгодно крупным иностранным банкам, которые, видимо, и являются заказчиками такой "чистки".

Раздутые полномочия Нацбанка, законодательно закрепленная безнаказанность, а также отсутствие внутренней системы контроля, приводят к тому, что Национальный банк превратился в один главных инструментов рейдерства в стране. Причем НБУ не поясняет, почему он отправил банк на ликвидацию. Эксперты и банкиры уже не раз обвиняли центробанк в том, что ряд банков можно было спасти, и не было основания для их "убийства". Нацбанк не публикует свои решения, лишь короткие релизы. Хотя от этих решений зависят сбережения сотен тысяч граждан и средства бизнеса.

Именно таким образом был ликвидирован банк "Крещатик". В результате его ликвидации, коммунальные и государственные предприятия потеряли более 600 млн гривен, а частные предприниматели понесли убытки около 3,4 млрд гривен. Сегодня эти деньги либо выведены в офшоры, либо переданы в Фонд гарантирования вкладов.

Нацбанк, вместо того, чтобы использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты для поддержки и спасения банков, просто топит их, а, следовательно, и всю украинскую экономику. Кроме того, что банки – это рабочие места, это, в первую очередь, кредиторы предприятий реального сектора экономики. Фактически, ликвидируя банк, регулятор отправляет на биржу труда от 3-х до 50 тысяч сотрудников банка и предприятий, кредитуемых данным банком.

Рекомендованная профильным комитетом парламента Стратегия легла в основу законопроекта №5257, идеологом которого выступил председатель Комитета ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Рыбалка. Сам нардеп, презентуя законопроект, подчеркнул:

Большинство решений НБУ должны публиковаться полностью, без ссылок на ограниченный доступ. Задача Нацбанка и правительства – спасать банки, помогать им встать на ноги. Потому что банки – это сбережения миллионов граждан, которые должны работать на экономику, это средства отечественных предприятий, которые дают работу нашим людям и налоги в госбюджет. Поэтому курс на уничтожение части банковской системы, который держит нынешнее руководство НБУ, губительный и недопустимый.

Международный опыт подтверждает, что банки, в случае невозможности их спасения, нужно ликвидировать. Но это крайний случай. "Банкопад" не должен быть "дорожной картой" политики НБУ. Если мы посмотрим на тенденции, то увидим, что НБУ активнее всего ликвидирует малые банки, увеличивая соответственно долю крупных банков в системе. Однако, опыт Европейского Союза прямо гласит о необходимости присутствия малых банков на рынке, ведь именно они активнее других работают с малым и средним бизнесом. Возьмем даже опыт Земельных банков в Германии, которые выступают главными кредиторами МСБ в рамках конкретной Земли, в которой работает банк.

Банковская сфера должна реформироваться, об этом также говорят и наши иностранные партнеры. Кроме прочего, американские и европейские эксперты прямо говорят о том, что органы власти с раздутыми полномочиями несут вред и плодят коррупцию. Банковскую сферу необходимо спасать уже сегодня, потому что в противном случае, если Нацбанк и далее будет "давить" банковский сектор, реформировать может оказаться уже нечего.

Читайте также: 28 из 39 крупнейших банков Украины являются ненадежными