Расширение перекрестного вступления и увеличение финансирования: стратегии правительства
Источник:
Министерство образования и наукиПравительство одобрило стратегию развития высшего образования в Украине на 2022 – 2032 годы. Документ, в частности, предусматривает создание особых условий для поступающих с большими достижениями, расширение перекрестного поступления и увеличения финансирования.
Стратегия определяет направления развития системы высшего образования на современном этапе развития общества и экономики страны, а также определяет ее основные характеристики, которые должны быть сформированы до 2032 года.
К теме За год количество студентов уменьшилось: сколько бакалавров и магистров учится в Украине
Основным ожидаемым результатом реализации этой стратегии является создание современной эффективной системы высшего образования, которая удовлетворяет потребности граждан, экономики и общества, имеет достойную репутацию и является конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.
Также среди приоритетов развития высшего образования в Украине, которые определяют концептуальную модель высшего образования. Речь идет о:
- прозрачности и открытости управления;
- коллегиальности и вовлеченности студентов и преподавателей в процессы реформирования системы высшего образования;
- ответственности;
- партнерстве;
- неприятии коррупции и академической добропорядочности;
- академической свободе;
- тесной связи образования с наукой, экономикой и т.
Главные цели для высшего образования
Документом предусмотрена реализация в течение 10 лет следующих 5 основных стратегических целей.
Эффективность управления в системе высшего образования.
Предусмотрено выполнение заданий, в частности:
- увеличение бюджетного финансирования и совершенствование формулы распределения по результатам деятельности, включая частные учреждения высшего образования;
- расширение бюджетного кредитования получения высшего образования и образования взрослых;
- модернизация сети, укрупнение учреждений высшего образования, поддержка исследовательских университетов.
Доверие граждан, государства и бизнеса к деятельности учреждений высшего образования.
Для достижения среди задач предусмотрено:
- расширение сферы применения внешнего независимого оценивания, адресного размещения и проведения конкурса;
- содействие проведению учреждениями высшего образования исследований и консалтинга для бизнеса;
- создание условий для развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования;
- внедрение эффективных механизмов выявления нарушений академической добропорядочности и процедур привлечения к академической ответственности.
Обеспечение качественного обучения, конкурентоспособного высшего образования.
Для достижения стратегической цели 3 и соответствующих операционных целей предусмотрено выполнение таких задач:
- поддержка национальной и международной академической мобильности студентов, включая направление на обучение в иностранные университеты;
- оказание особой поддержки жителям временно оккупированных территорий, незащищенным и уязвимым группам населения;
- создание особых условий для поступающих с выдающимися достижениями;
- содействие использованию инновационных технологий и новейших средств обучения в образовательном процессе, развитие исследовательских инфраструктур.
Интернационализация высшего образования Украины.
В частности, предусмотрено:
- обеспечить гармонизацию структуры высшего образования Украины в соответствии с обязательствами стран-членов Европейского пространства высшего образования,
- развитие национальной системы квалификаций,
- упрощение процедур признания иностранных образовательных квалификаций,
- преобразование образования в секторе безопасности и обороны в соответствии с доктринальными подходами и принципами НАТО.
Привлекательность высших учебных заведений для обучения и академической карьеры.
Для достижения предусмотрено выполнение следующих задач:
- соблюдение подходов к студентоцентрированному обучению в организации образовательного процесса;
- расширение перекрестного поступления, совместных, междисциплинарных и двойных программ, дуальной, других форм получения образования;
- развитие общих компетенций, правовой культуры, двигательной активности, спорта, различных студенческих соревнований;
- развитие программ управленческой подготовки руководящего состава и перспективных лидеров учреждений высшего образования (кадровый резерв), тренингов в поддержку реформ;
- проведение коммуникационных кампаний для поддержки реформ в системе высшего образования и тому подобное.
Как реализуют эту стратегию
Реализация этой стратегии осуществляется тремя этапами, предусматривающими:
- первый (2022 - 2024 годы) – введение финансовой автономии учреждений высшего образования, совершенствование системы управления ими, завершение гармонизации структуры высшего образования Украины в соответствии с обязательствами стран-членов ЕС;
- второй (2025 - 2028 годы) – завершение модернизации сети учреждений высшего образования, включая развитие доступной инфраструктуры учреждений высшего образования, и совершенствование системы бюджетного финансирования высшего образования, расширение деятельности по обеспечению образования взрослых и тому подобное;
- третий (2029 – 2032 годы) – расширение связей образования с наукой и бизнесом, интеграцию в мировое образовательно-научное пространство, создание почвы для дальнейшего развития высшего образования.
К слову, выпускники вузов верят, что вместе с дипломом получают профессиональные навыки, которые понадобятся на рынке труда. На самом же деле треть обладателей дипломов о высшем образовании занимается той работой, которая вообще не требует такого документа. Почему выпускники вузов не удовлетворяют работодателей – читайте в статье.