Только почти каждый третий учитель хорошо понимает суть НУШ, и это на седьмом году реформы
На седьмом году реформы 10% директоров учебных заведений утверждают, что "плохо осведомлены" или "практически ничего не знают" о НУШ. Об этом свидетельствуют результаты опроса
Киевский международный институт социологии 23 сентября провел презентацию своего исследования "Содержание образования в старшей профильной школе", в присутствии Министра образования и науки Украины Оксена Лисового. Исследование касалось ряда вопросов реформы НУШ. Данные аналиттки представил исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий.
Смотрите также Лисовой рассказал, сколько учеников должна сформировать старшая профильная школа
Поддерживают ли педагоги НУШ
Прежде всего следует понимать, настолько поддерживают реформу Новой украинской школы. Так, согласно данным, наибольшими сторонниками НУШ являются руководители органов управления образования. Среди них о поддержке реформы рассказали 94% опрошенных. Почти 90% руководителей общин, депутатов и директоров школ положительно относятся к внедрению НУШ.
Обратим внимание! А вот среди педагогов реформу поддерживают чуть меньше – 75%.
Поддержка идей НУШ/ Инфографика из презентации
Следующий вопрос: осведомленность о деталях реформы НУШ среди различных групп стейкхолдеров:
- больше всего информированы депутаты и директора, среди них 48% очень хорошо понимают суть реформы;
- 44% руководителей ОУО также очень хорошо знакомы с деталями;
- среди руководителей общин только 38% указали, что знают подробности реформы;
- учителя имеют несколько более низкий уровень – только 29% хорошо понимают НУШ;
- родители учеников 5–6-х классов показали самый низкий уровень – только 14% подробно ознакомлены с сутью реформы.
Среди показателей есть и такие респонденты, что понимают реформу частично.
Об осведомленности в реформе НУШ/ Инфографика из презентации
В ходе исследования выяснилось, что 10% руководителей ОУО (Органы управления в сфере образования), 19% директоров, а также 29% учителей считают, что НУШ не внедряется в достаточной степени или не реализуется вообще. По их мнению, основными причинами такой ситуации являются:
- ненадлежащее внедрение реформы в 2023 году;
- вызовы, вызванные началом полномасштабного вторжения России, и усталость от войны;
- недостаточное методическое обеспечение;
- торможение реформы со стороны Министерства образования и науки;
- непонимание педагогами сути изменений и нежелание работать иначе;
- некачественные учебники;
- недостаточное / некачественное повышение квалификации учителей;
- слабая программа;
- неприятие реформы родителями.
Оценка реализации реформы НУШ/ Инфографика из презентации
Причины, почему реформа не реализуется должным образом НУШ/ Инфографика из презентации
Исследование учло и мнение родителей. Согласно исследованию, уровень удовлетворенности качеством образовательного процесса отличается в зависимости от возрастной группы их детей. Среди тех, чьи дети учатся в старшей школе он выше:
- 29% респондентов полностью удовлетворены образовательным процессом;
- 41% – указали, что "скорее довольны";
- 23% – ответили "скорее нет";
- 7% – не удовлетворены вообще.
Показатели родителей учеников 5-6 классов отличаются:
- 32% считают образовательный процесс удовлетворительным;
- 47% респондентов отметили, что они скорее довольны;
- 17% – выразили определенное недовольство ("скорее нет");
- 4% – категорически не удовлетворены.
Уровень удовлетворенности образовательным процессом родителей/ Инфографика из презентации
Большинство родителей видят определенные пробелы в подготовке детей к высшему образованию и жизни за пределами школы. В частности:
- только 28% родителей старшеклассников считают, что образовательная программа достаточно готовит их детей к поступлению и реальной жизни;
- 37% – опрошенных ответили "скорее да";
- 29% родителей не уверены в качестве подготовки ("скорее нет");
- 13% – считают, что знания, полученные в школе, вообще не обеспечивают надлежащей подготовки к поступлению и реальной жизни.
По данным аналитиков, больше всего родители учеников 5-6 классов НУШ довольны в учебном процессе их детей:
- сотрудничеством школы с родителями – 52%;
- качеством знаний и навыков, которые получают их дети – 46%;
- положительным отношением детей к посещению школы – 45%;
- методами преподавания, которые применяют учителя – 45%;
- уважением к детям со стороны педагогов – 43%.
Чем (не) довольны родители учеников 5-6 классов/ Инфографика из презентации
В то же время, по мнению родителей, самыми большими проблемами сейчас являются:
- перегрузка учеников уроками и домашним заданием – 21%;
- "донушевскими" методами преподавания учителей – 17%;
- теоретической ориентированностью обучения – 15%;
- низким качеством учебников – 15%;
- непонятной системой оценивания – 12%
Министр отметил, что реформирование проходит с трудностями, когда внедрялась реформа, не ожидали вызовов в виде Ковида и войны. Данные исследования, примутся во внимание в дальнейшем.