Почему так происходит? Проводя исторические аналогии с проблемными выигранными гостевыми матчами (победы в Северной Ирландии, Исландии, Греции и др.), напрашивается вывод, что в нынешнем цикле (как никогда) существует четкая поляризация восприятия национальной команды. Вместо привычной поддержки, присущей СМИ в прежние годы, теперь каждая мелочь воспринимается как провал. Пример реакции масс-медиа на спарринг с Мальтой показателен. Игра на тренировочных сборах с 10 заменами, которая не получила даже статуса официальной, вызвала поток критики. Прозвучали обвинения и в адрес игроков, и тренеров и даже Федерации футбола Украины. Кто раскручивает этот маховик неудовлетворения?

Между футбольным коллективом и болельщиками создали прокладку в виде нарочито разгневанных журналистов и неудовлетворенных ветеранов-экспертов. Фанаты следуют за командой по пятам, переживают вместе неудачи, аплодируют победам. Главный тренер как никогда близок к болельщикам, он проводит встречи с ультрас, подводит команду к желто-синим трибунам после матчей. В угоду времени и желанию большинства проходит смена поколений в команде, делается ставка на молодежь, с прицелом на будущее, но и необходимостью результата сегодня. Но стоит заглянуть в интернет, и создается стойкое впечатление всеобъемлющего краха национального футбола.

Бывшее многолетнее руководство федерации делает агрессивные попытки вернуть власть в футболе. Используя широкие связи и бизнес-влияние, ведется целенаправленная пропагандистская компания дискредитации национальной сборной и ФФУ. Это похоже на то, что мы знаем о путинской пропаганде, только в другой сфере – сфере футбольной журналистики. Приемы такой деятельности просты, но не очевидны читателю. В ручных СМИ раскручиваются неудовлетворенные чем-то журналисты, готовые к однобоким обвинениям и манипуляциям фактами.

С целью создать впечатление массовости, заводят псевдо-блогеров, вымышленных персонажей, текст под чьим именем пишет другой или несколько других авторов. Но это технология не подходит для ведущих изданий. И поэтому на свет выводят реальных представителей футбольного мира, имеющих свои особые претензии или нереализованные амбиции.

Смотрите также: Финляндия – Украина – 1:2. Видео голов и обзор матча

Статьи или интервью таких авторов – это так называемые точки входа. Разворачивается обсуждение негативного момента, делается упор на деталях, проводятся параллели. Дальше система массовой информации срабатывает сама, заголовок индексируется в поисковых системах, обрастает комментариями, перепощивается в социальных сетях. Это не затратная технология, но на 100% средство влияния на общественное сознание. К примеру, в 2009 году Украина выиграла с большим трудом у Казахстана дома в отборе к чемпионату мира 2:1. И тогда приобретение важных трех турнирных очков было воспринято с радостью и надеждами. И это было на фоне неудачного начала года, когда в матчах с конкурентами Англией и Хорватией удалось взять только один бал. Сейчас турнирная ситуация у команды сложилась благоприятная, Украина до двух очков сократила отставание от лидера, при этом имеет лучший, чем у всех конкурентов календарь. Но критика переливается через край.

И при этом никто не апеллирует к славным традициям безоговорочных побед и доминирования на поле. Таких традиций у команды нет. Но подспудно читается главная мысль – тогда футболом руководили профессионалы и футбольные люди, а сейчас профаны. Даже легенду отечественного футбола Андрея Шевченко пытаются отнести к дилетантам. На информационном футбольном поле развивается внутренний сепаратизм, похожий по своей векторной основе на политический сепаратизм. Он происходит с использованием старых связей, проверенных в прошлые года механизмов и направлен он на стимулирование протестного настроения с целью возврата старой власти.

Как и в общественной среде, публика поляризируется, все четче обозначая тех, кто за (сборную, игроков, тренеров, перспективу) и кто против (возврат к прежнему, непринятие перемен, критика развития). Возможно, это признак времени, и футбольная жизнь является отражением жизни общественной. Тогда футбольный сепаратизм исчезнет в результате фундаментальных перемен в стране. Но футбол часто обгоняет время, и он может стать примером коллективной ответственности за конечный результат, когда и болельщики, и функционеры и члены команды являются частью общего процесса. Роль медиа в этом велика. Они могут разрушить такую работу, выполняя роль фильтра с пропагандистскими функциями, или стать частью этой работы, выполняя роль посредника между событиями, их участниками и конечным потребителем информации: читателем, слушателем, зрителем.

Автор: Алексей Сидорук

Смотрите также: Финляндия – Украина: лучшие мгновения матча