На прошлой неделе в Администрации морских портов Украины (АПМУ) появился новый председатель – прибалтиец Райвис Вецкаганс. Борьбу за смену руководства АМПУ министр инфраструктуры Владимир Омелян вел еще с прошлого года. В конце июля по обвинению в приобретении топлива по завышенным ценам оперативники СБУ задержали бывшего руководителя администрации Андрея Амелина. Громкого процесса не получилось, но случай показал, что хищения на закупках в АМПУ – система, санкционированная сверху. И "точечными" мерами не обойтись, нужно менять всю команду Амелина, плотно сидящую на "откатах". Министр неоднократно публично подчеркивал, что АМПУ как структура стала примером неуправляемости, непрозрачности и неэффективности. Так что, одной из первоочередных задач Вецкаганса наверняка станет наведение порядка с тендерами.

Самая крупная закупка АМПУ в этом году – работы по дноуглублению подходного канала в порту "Южный". Тендер проводится уже второй год подряд. Осенью прошлого года торги были отменены АМКУ на основании жалобы голландской дноуглубительной компании "Ван Оорд". Голландцы предложили цену на 88 млн грн ниже своих основных конкурентов – бельгийской "Ян де Нул". Но к своему большому удивлению проиграли. Более опытные в общении с чиновниками стран третьего мира братья де Нул обеспечили победу, договорившись с руководством АМПУ о разделении дивидендов от будущего контракта. 55% акций своей дочерней фирмы "Ян де Нул Украина" бельгийцы фактически подарили двум кипрским офшорам, связанным с нардепом Сергеем Фаермарком, а директором "дочки" назначили его экс-помощника Андрея Розова. К жалобам шокированного "Ван Оорд" в южненском филиле АМПУ были готовы. По словам, начальника филиала Максима Широкова, решение Антимонопольного комитета чиновников не напугало, они готовились оспорить его в суде. Но скандал вышел на дипломатический уровень, премьер-министр Владимир Гройсман распорядился провести новый тендер уже через систему ProZorro, и в южненском филиале АМПУ судиться не отважились.

Переход на электронные торги оптимизма большинству участников не добавил. Прием заявок на участие в повторном тендере планировали закончить еще перед Новым годом. Но из-за большого количество жалоб срок перенесли на конец января. В голландской компании "Ван Оорд" считают, что без смены руководства администрации порта и тендерного комитета проведение прозрачного тендера невозможно. И не только потому, что участников с более низкой ценой могут вновь банально дисквалифицировать. Дело в том, что условия нового тендера выписаны так, что подрядчик изначально находится в невыгодном положении и полностью зависит от доброй воли южнененской администрации. Как следствие, конкурсанты состязаются далеко не на равных.

"Своей" компании местные чиновники могут создать льготный режим, "чужую" вправе заставить проводить множество дополнительных работ, к примеру, ежеквартальные инженерные изыскания, поясняют в компании "Техморгидрострой Николаев". Другой пример – обследование дна акватории перед началом работ, которое "своей" компании, вероятно, позволят провести формально. "Своим" разрешат использовать ближний отвал поднятого со дна грунта, который не предусмотрен проектом. "Чужим", скорее всего, строго согласно проекта придется транспортировать грунт на дальний отвал, расходуя в два раза больше топлива. Годичная гарантия на выполненные работы (хотя, это не ставок для разведения рыбы, а морское дно), невозможность корректировать цену при валютных колебаниях, ничем не обоснованные требования об ускорении или замедлении работ – по словам дноуглубителей, тендер буквально нафарширован пунктами, которые позволяют чиновниками выкручивать "не своим" подрядчикам руки.

По подсчетам участников тендера, затраты на реализацию проект для "своих" и "чужих" отличатся на сотни миллионов гривен. Можно ли считать такой конкурс прозрачным и справедливым?
"Мы подготовили жалобу в Антимонопольный комитет, но наши требования не были услышаны, хотя необъективность, непрозрачность и коррупционные риски тендерных условий очевидны", - говорят в компании "Техморгидрострой Николаев".

В компании "Ван Оорд" утверждают, что жалобами проблему не решить, ни один закон в "Южном" не будет работать, пока не будет исключен "человеческий фактор", не придут новые люди. "Порт "Южный" не поменялся - все те же люди, опять проводят новый тендер на дноуглубление", - поясняет директор "Ван Оорд" Игорь Тыныныка. По словам дноуглубителей, ни Фаермарк, ни Широков не отказались от лоббирования "Ян де Нул Украина". Под оборудование компании как на прежнем тендере в большинстве своем выписаны технические требования конкурса.

После провала прошлогоднего тендера в "Южном" в общественной организации Transparency International пообещали контролировать процесс повторных торгов. "Тендер будет под пристальным контролем общественности", - заявил директор программы инновационных проектов Transparency International Виктор Нестуля. На следующей неделе организация планирует презентовать новую методику мониторинга электронных госзакупок, которая позволит выявлять коррупционные риски. Под мониторинг попадет и тендер в порту "Южном". Например, в администрации порта "Южный" утверждают, что начнут изучать возможность использования ближних свалок грунта лишь после старта работ, а впоследствии возможно снизят стоимость вывоза кубометра грунта. Эксперты видят в этом коррупционные риски – южненская администрация оставляет за собой право формировать цену.

"Перед нами коррупционная схема: закупка проводится по максимальной цене, так как грунт придется возить далеко, но после заключения договора подрядчику "неожиданно" разрешат работать с ближним грунтоотвалом. Естественно, за откат. Миллионы гривен будут сэкономлены, но уйдут в карман чиновников, а не государства. И это только один эпизод. Таких схем в условия тендера "вшито" множество. Нужно разгонять этот тендерный комитет во главе с руководителем и назначать нормальных людей", - комментирует народный депутат Михаил Головко.

Дноуглубители собираются организовать встречу с новым главой АМПУ Райвисом Вецкагансом, чтобы рассказать о ситуации в "Южном". По их мнению, прозрачность проведения тендера в "Южном" должна стать сигналом того, что в отрасли стартовали реформы и началась реальная борьба с коррупцией. В нынешней ситуации – с прописанными под "Ян де Нул Украина" условиями торгов и Широковым в качестве главы тендерного комитета – конкурс приведет лишь к очередному коррупционному скандалу.