Любая поездка поездом начинается не с приветствия проводника и даже не с упаковки чемоданы. Сначала надо приобрести билет. Сейчас, в эру цифровых технологий, сделать это довольно просто. Раньше это была целая церемония. Особенно, если ты едешь на море в период отпусков.

Сначала надо было отстоять длинную очередь в кассу. Далее разговор с суровым кассиром. Без фразы "я от того-то" рассчитывать на что-то было бесполезно.

Поход в ресторан в те времена само по себе событие. Ну а ресторан на колесах это двойной праздник. Вагоны-рестораны были во всех поездах дальнего следования. Удовольствие это было не из дешевых, но часто там можно было попробовать то, чего не было на полках магазинов.

И если для похода в обычный ресторан надевали лучшую одежду, то в вагонах-ресторанах и вообще в поездах царил другой стиль. Железнодорожный дресс-код: спортивки или шорты, тапки и майка. Мужчины, как правило, переодевались, не стесняясь.

Женщины просили всех выйти. Более скромные готовились к поездке в туалете. И только поезд тронулся по вагонам распространялся характерный запах. Поездка было не поездка, если ты ехал без еды.

Спиртное в поездах пили всегда. Пили все и пассажиры, и проводники. Пили всё от пива до спирта. Пили когда угодно и летом, и зимой. Пили везде и в купе, и в тамбурах. За рюмкой и время бежит быстрее, и разговор клеится лучше.

В массовом сознании закрепился классический образ проводника: хамоватый, нечистый на руку и, мягко говоря, не совсем интеллигентный человек. Это, конечно, не оправдание, но нужно понимать, в каких условиях работают проводники.

Читайте также: Вспомнить все. Эпоха VHS: как видеомагнитофоны изменили представление о кино

И часто проводники создают стрессовые ситуации для пассажиров. Например, будят за полтора часа до нужной тебе станции. Или заставляют пассажиров собирать постель и приносить ее в купе проводника. Хотя на самом деле они должны это делать самостоятельно.

Смотрите больше о том, как когда-то путешествовали поездами в программе "Вспомнить все".