Как будет работать закон о сексизме в рекламе: объяснение экспертов
Источник:
ain.ua10 сентября Верховная Рада во втором чтении поддержала законопроект, который вводит ответственность за дискриминацию по признаку пола в рекламе. Прежде всего это повлияет на деятельность маркетологов и на PR бизнеса в Украине.
О том, как будет действовать новый закон, рассказывают юрист Олег Онищенко и маркетолог Ирина Мягкая. Как изменится украинская реклама – далее в материале.
Читайте также Как будут развивать предпринимательство в Украине: планы правительства на 2022 год
Что такое сексистская реклама
Реклама не только отражает, но и формирует общественные отношения, поскольку распространяется массово. Она создает информационную среду, которая транслирует установки социального поведения.
Не каждое изображение обнаженного тела в рекламе считается дискриминацией по признаку пола. Например, в рекламе строительных материалов, телефонов или пива появление обнаженного тела – неуместно. Однако это может быть оправдано в продвижении брендов нижнего белья, средств контрацепции или косметики.
Основной признак того, что реклама является сексистской – неуместное изображение обнаженного тела, использование сексуального подтекста без повода и гендерная дискриминация. То есть, когда изображение обнаженного тела не имеет ничего общего с рекламируемым товаром или услугой – реклама является сексистской,
– объясняет Олег Онищенко.
Проблемы законодательства
Маркетологи используют лазейки в законе "О рекламе", которые проявляются в неконкретных формулировках. Понятие "сексизма" очень расплывчатое, поэтому нужно сделать наказание за нарушение закона неизбежным путем детализации законодательных требований.
Так, новым проектом закона депутаты поддержали введение в законодательство понятия "дискриминационная реклама" и "дискриминационная реклама по признаку пола". Теперь можно будет ссылаться на конкретную терминологию в законе, где четко указываться, что сексистская реклама запрещена.
Примеры сексистской рекламы / Фото "Зеркало недели"
Новые наказания
Если в рекламе присутствует дискриминация по признаку пола, рекламодатель должен заплатить штраф – 10 минимальных зарплат (сейчас это 60 тысяч гривен). Также суд может обязать рекламодателя публично опровергнуть сексистскую рекламу.
Кроме этого, новый проект закона предусматривает штраф в размере 100 необлагаемых минимумов (1 700 гривен) за непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации о стоимости распространенной или изготовленной рекламы Госпродпотребслужбе.
Что это изменит
Маркетолог Ирина Мягкая отмечает, что в Украине до сих пор существуют маркетологи и агентства, которые считают сексистский хайп эффективной рекламой. Владельцы бизнеса и PR-ники, по мнению эксперта, должны все же смотреть на свою стратегию сквозь другую призму.
Украинский потребитель с 30-летней историей клиентского опыта сегодня все чаще выбирает ценности, а не быстрое удовлетворение потребности,
– комментирует Ирина Мягкая.
Аргумент "так работало раньше и ничего не было", по мнению эксперта, больше не сработает. Существует множество способов привлечь внимание целевой аудитории, не прибегая к изображению "острых" тем в рекламе. Инновационность, в частности, гораздо больше интересует современного, осознанного потребителя.
Обратите внимание Вслед за пакетами: в Украине хотят запретить одноразовую пластиковую посуду
Мировой опыт
В мире существуют различные подходы к борьбе с сексистской рекламой. Очень часто в развитых европейских странах существует саморегуляция этой сферы, а вот в Украине "непринципиальных" маркетологов, которые влепят обнаженную женщину на рекламу бетона, найти довольно легко.
Поэтому новый законопроект обеспечит не только запрет на сексистскую рекламу, но и разовьет самосознание бизнеса и маркетологов, которые до сих пор считали, что "это – нормально", путем понимания законодательной ответственности.