В России массово закрываются супермаркеты – потребители переходят в "магазины для бедных"
- В России за 9 месяцев 2025 года закрылись 67 крупных супермаркетов, а доля дискаунтеров выросла с 4,8% до 16,4% за последние 8 лет.
- Ритейлеры переоборудуют супермаркеты в дискаунтеры или "дарксторы", поскольку открытие дискаунтера дешевле на 20-40%, а количество небольших магазинов у дома выросло на 15% за год.
Российский рынок продовольственного ритейла переживает существенную трансформацию на фоне замедления экономики, роста инфляции и падения покупательской способности населения.
В России массово закрывают супермаркеты
Только за 9 месяцев 2025 года в стране закрылись 67 крупноформатных торговых точек общей площадью более 185 тысяч квадратных метров, сообщает The Moscow Times, информирует 24 Канал.
Смотрите также Ценовой шок в магазинах: россияне массово отказываются от привычных продуктов
С 2017 года доля супермаркетов и гипермаркетов в структуре розничной торговли России сократилась почти вдвое – с 37% до 21%, тогда как дискаунтеры увеличили свое присутствие с 49,9% до 63,4%.
Россияне выбирают "магазины для бедных"
Быстрее всего растут так называемые "жесткие дискаунтеры" – магазины с минимальным ассортиментом и бюджетным обустройством, ориентированные на покупателей с низким уровнем доходов. Их доля на рынке за 8 лет выросла с 4,8% до 16,4%.
Эксперты объяснили эту тенденцию изменением потребительского поведения россиян, которые из-за высоких цен на продукты все чаще переходят к модели экономии на ежедневных расходах. Высокая ключевая ставка Центробанка страны агрессора и снижение доходности делают открытие крупных торговых объектов нерентабельным.
В ответ ритейлеры массово переоборудуют супермаркеты в дискаунтеры или "дарксторы" – склады-магазины для онлайн-доставки.
Заметьте. По данным Ассоциации компаний розничной торговли России, открытие дискаунтера стоит на 20 – 40% дешевле, чем обычного супермаркета.
Россияне вынуждены экономить
Кроме того, ритейлеры сокращают ассортимент. В июле 2025 года количество продовольственных позиций в магазинах уменьшилось на 2,3% год к году, а непродовольственных – на 1,8%.
Несмотря на общее сокращение торговых площадей (примерно на 1%), популярности набирают небольшие магазины у дома – их количество выросло на 15% за год, особенно в регионах.
Аналитики также отметили, что такая трансформация является следствием структурного кризиса российского потребительского рынка, когда бизнес вынужден выживать, приспосабливаясь к бедному покупателю.
Старт нової справи – це постійний рух, безліч завдань та безперервна комунікація. Тому так важливо, щоб авто, в якому ви проводите вагому частину робочого дня, сприяло продуктивності. Розуміючи це, Škoda Octavia пропонує сучасні асистенти руху, підвищений рівень захисту, сучасну мультимедійну систему, бездротове підключення телефону та низку інших опцій, які розширюють звичні можливості С-класу. Цей автомобіль забезпечує впевненість як на дорозі, так і у бізнес-процесах.
Больше о трудностях россиян и состоянии экономики страны-агрессора
Цены на продукты, в частности, на молочную продукцию в России резко выросли в 2025 году.
Также в России резко подорожали лекарства. Стоимость препаратов выросла в среднем более чем на 13,6%, подсчитали в DSM Group.
При этом граждане страны-агрессора готовятся к новому удару по кошелькам, ведь правительство планирует повысить налог на добавленную стоимость. В частности, в правительство подали проект бюджета на 2026 – 2028 годы, где предусмотрен рост ставки НДС с нынешних 20% до 22%.
Поэтому, аналитики уже предупредили россиян о подорожании продуктов сразу после внедрения изменений.