Денег не будет: МВФ требует реформы

11 июля 2017, 19:02
Читати новину українською

Получение Украиной 1,9 млрд долларов МВФ откладывает до конца года. Причина банальная и предсказуемая – торможение реформ, которые наше государство репрезентовало, но не воплотило в жизнь.

Однако все ли так плохо в случае непоступления в госказну очередного транша? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Очень упрощая, скажем так: обыватель не почувствует отсутствия этих почти что двух миллиардов. Они не предназначались для увеличения пенсий или строительства метро на Троещину. Однако то, что Украину, как школьника-двоечника, наказали, оставив без сладкого, означает солидные репутационные потери. Нас в очередной раз ткнули носом в нашу же несостоятельность. И это, конечно, не настраивает на оптимистический лад. Но чтобы разобраться во всем подробнее, ответим на 10 простых вопросов о Международном валютном фонде и о его сотрудничестве с Украиной.

Читайте также: МВФ назвал реформы, которых требует от Украины в ближайшее время

Вопрос №1. Что такое МВФ и для чего он существует?

Основы МВФ был сформированы еще во времена Второй мировой войны – в 1944-м. В 1945-м Фонд насчитывал 29 стран-основателей (сейчас их уже 189). В 1947 году МВФ заработал, начиная выдавать кредиты. Фактически это – большая касса взаимопомощи, куда платят взносы все государства, которые присоединились к соглашению о МВФ. Размер взносов определяется в соответствии с квотой страны. А квоты в свою очередь зависят от экономического развития государства, в частности, ее ВВП. Наибольшая сумма квот приходится на США, Японию, Германию, Великобританию и Францию. В целом доля 25 самых развитых стран составляет около 63%.

Вопрос №2. Как МВФ работает с Украиной?

Довольно активно. Сейчас продолжается уже шестой этап сотрудничества. Первый пришелся на 1994-1995 годы и имел целью поддержку платежного баланса Украины. Второй этап проходил в 1995-1998 – это была трехлетняя программа Stand by, которая должна была поддержать курс национальной валюты. Следующие три этапа были связаны с различными программами МВФ, в том числе и с программой расширенного финансирования, и охватывали периоды 1998-2002, 2002-2008 и 2008-2013 гг. После Революции Достоинства, в 2014-м, Украина снова заработала с МВФ. Однако сейчас такое сотрудничество ощутимо пробуксовывает.

Вопрос №3. Достаточно ли средств выделяют Украине?

По мнению экономиста Андрея Новака, нам дают средств меньше, чем могли бы, но больше, чем мы того заслуживаем. Фактически Украину не оставляют наедине с проблемами только потому, что мы – единственное государство, которое противостоит российской агрессии. Дословно Новак в интервью 24 Каналу говорит следующее:

"МВФ не является самостоятельной структурой, это определенный экономически-финансовый инструмент для реализации политики стран-доноров МВФ, которыми выступают США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и др. И я так понимаю, что было принято принципиальное решение – по крайней мере, на уровне "Большой семерки" – поддерживать Украину в любом случае. Поскольку Украина сегодня – единственное государство, которое останавливает российскую агрессию. Им лучше поддерживать стену, которая отгораживает от агрессора, чем обрушить ее. Поэтому поддержка у нас есть. Другой вопрос – ее объем и масштаб. Сейчас нам предоставляют ее минимально, только чтобы мы держались на плаву. А для того, чтобы рассчитывать на масштабное сотрудничество, следует выполнить ряд задач. Учитывая нашу экономическую политику и коррупцию, нам хоть и оказывают помощь, но на минимальном уровне", – говорит Новак.

Международный валютный фонд объемам кредитования Украины не балует. Он дает нам столько, сколько надо, только продержаться на плаву

Вопрос №4. Что должны были дать Украине на шестом этапе сотрудничества с МВФ?

Как комментирует для "24" глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко, "дают нам не так много, как обещают. В 2015 году была принята программа расширенного финансирования, которая предусматривала выдачу нам 40 миллиардов, а дали только 18".

В целом все так и есть. Но начать стоит с 2014 года. Тогда была подписана программа Stand-by Agreement, рассчитанная на три года. Фонд по этой программе выделил Украине 4,6 млрд долларов. Однако в марте 2015 года Совет директоров Международного валютного фонда одобрил для Украины программу расширенного финансирования (Extended Fund Facility - EFF). Согласно ей, в Украине должны были поступить 40 миллиардов долларов. Буквально через несколько дней после подписания новой программы сотрудничества Украина получила первый транш в 5 млрд долларов.

Читайте также: МВФ упростил условия предоставления нового транша для Украины

Следующий транш поступил в августе 2015 году в размере 1,7 млрд долларов. Третье финансовое вливание (один миллиард) имело место уже в сентябре 2016-го – пауза возникла в связи с упрямым саботажем правительства взятых на себя обязательств. После этого реформы так и не начались, но несмотря на это в апреле 2017 года Украине на счета "капнул" еще один миллиард. Пятый транш от МВФ должен был поступить уже на днях, однако его отложили до зимы. Вместо денег МВФ прислал в Украину своего нового представителя. Француза Жерома Ваше в результате ротации сменил швед Йоста Люнгман, бывший представитель местного Минфина.

Вопрос №5. Чего ждет МВФ от Украины?

Положительных изменений. Агентство Bloomberg опубликовало статью, где об этом говорится четко и недвусмысленно.

Помощь МВФ стала основой экономического возрождения Украины после второй за последнее десятилетие проевропейской революции, после аннексии Крыма и поддерживаемого Россией мятежа, который продолжается уже четвертый год. Однако программа помощи была приостановлена потому, что реформы, направленные на переформатирование бывшей советской республики, встретили сопротивление. Последний транш был запланирован на июнь-июль. Сейчас украинский парламент уходит на каникулы с 14 июля и снова соберется уже в сентябре,
сообщает Bloomberg.

Как видим, и после 26 лет независимости мы остаемся в глазах мира "непереформатированной" "советской республикой". И еще ремарка: не без удивления западное агентство отмечает, что несмотря на множество нерешенных вопросов парламент расходится на каникулы, не пытаясь протолкнуть те же реформы, под которые, собственно, Украина и просит денег.

Как говорится в статье, "Украина настроена на удовлетворение некоторых требований МВФ в последнем транша, а в частности относительно обновления пенсионной системы. Вашингтонский кредитор поддержал план, согласно которому граждане – для получения пенсий – должны платить взносы в государственный фонд в течение 25, а не 15 лет, как это имеет место сейчас. При этом возраст выхода на пенсию увеличиваться не будет. С другими же реформами – сложнее. Отказу от запрета на продажу сельхозугодий в парламенте противостоят популисты, которые утверждают, что власти и бизнесмены станут обманывать фермеров и отбирать у них землю".

Так или иначе, а пока указанные вопросы остаются нерешенными, сотрудничество с МВФ поставлено на паузу.

Вопрос №6. Какие негативные последствия понесет Украина из-за отложения транша?

"Никаких последствий, – говорит Александр Охрименко. – Согласно последним сообщениям из НБУ, Нацбанк увеличил золотовалютные резервы. И это без всяких кредитов". Охрименко говорит о золотовалютных резервах потому, что Украина тратит кредиты МВФ "исключительно для того, чтобы пополнять ЗВР и погашать старые кредиты. Для других потребностей мы не можем их использовать", – отмечает он.

Золотовалютные резервы Украины растут и без кредитов, говорит экономист Александр Охрименко. А это значит, что мы проживем и без очередного транша, основное назначение которого – как раз поддержание ЗВР

"Прямых последствий отсрочки транша МВФ не будет иметь, потому что золотовалютные резервы НБУ растут, сегодня они составляют уже более 18 млрд долларов. Кроме того, Украина получает валютные средства из других источников, продолжая сотрудничество с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, и другие страны оказывают финансовую помощь Украине. Поэтому ничего критического в отсрочке транша нет, а именно отсрочка объясняется тем, что Украина не демонстрирует прогресс в выполнении тех 11 "маяков", которые сформулировал МВФ как условия дл ние займа: пенсионная реформа, земельная, реформа судебная система и т.д.", – добавляет Андрей Новак.

Читайте также: МВФ ожидает от Украины запуска рынка земли

Вопрос №7. Что будет с долларом?

Наверное, ничего плохого. Впрочем, курс доллара не зависит от наличия/отсутствия кредита. Он зависит от золотовалютных резервов, а с ними, как утверждает Новак, все в порядке. Хотя, по его же словам, нельзя исключать того, что правительство пойдет на искусственную девальвацию гривны.

Причин для девальвации гривны у нас нет уже больше года. Другое дело, если правительство и Нацбанк использует это как повод для искусственной девальвации. Не исключено, что отсрочка транша будет представлено как объяснение обесценивание гривни, которое, очевидно, запланировано, потому что в госбюджете предусмотрен курс 27,2. Плюс недавно Кабмин в лице премьера подал так называемую бюджетную резолюцию на три года, в которой запланировал дальнейшую девальвацию до 31 гривны за доллар. Из-за развития экономики Гройсман не планирует наполнить бюджет, а с помощью инфляционного эффект – да,
– говорит Новак.


Из-за непоступления кредита от МВФ доллар расти не будет, прогнозирует Андрей Новак. Разве что правительство пойдет на искусственную девальвацию, добавляет он

С Новаком, правда, не соглашается Охрименко. "Искусственной девальвации не будет. Иначе зачем? Ситуация на валютном рынке стабилизировалась. И задача правительства – обеспечивать эту стабильность. При девальвации сразу же возникает проблема закупки угля и газа, потому что его придется покупать по другому курсу", – считает он.

Вопрос №8. "Полеглчало" ли украинской экономике от многочисленных займов?

Как отмечает Андрей Новак, Международный валютный фонд – не единственный источник кредитования Украины. Займы к нам поступают не только из Вашингтона, где расположена штаб-квартира МВФ. Однако отвечая на вопрос 24 Канала о том, имеет ли место эффект от всех траншей, которые получила Украина, Новак говорит следующее: "На сегодня нет прямой связи между поступлением траншей МВФ и решением каких-то насущных экономических вопросов. Транши поступают с 2014 года – со времени восстановления нашего сотрудничества, но это не помешало гривне девальвировать. Иногда поступали даже сдвоенные транши, но и это не повлияло на стабилизацию гривны. И в других бюджетных вопросах сдвиги констатировать не представляется возможным".

Сами же средства МВФ, – напоминает он еще раз, – идут по двум основным направлениям: для поддержания золотовалютных резервов и обслуживание внешнего долга. Но золотовалютные резервы не сами для себя, это инструмент для обеспечения стабильности национальной денежной единицы. А у нас резервы растут, а гривна продолжает девальвировать.

Вопрос №9. Может ли государство жить вообще без долгов?

Теоретически да. Макао, Палау, Бруней, Британские Виргинские острова и Лихтенштейн живут без привлечения кредитов, то есть не имеют государственного долга. Однако подавляющее большинство независимых государств (а их в мире насчитывается 195) не чураются финансовых займов. Вместе долгов накопилось аж 53 трлн долларов. При этом 33% от этой суммы, в денежном соотношении составляет 17,5 трлн долларов, приходится на госдолг Соединенных Штатов.

В кредитах как таковых позора нет. Позор у нежелании и неумении развивать экономику. Когда в 2014 году сотрудничество с МВФ восстановилась, у нашего кредитора была надежда на то, что его финансирование будет стимулировать приток инвестиций в Украину. Ожидалось, что с 2014 по 2017 годы к нам поступит не менее 10 миллиардов долларов. Однако реальная сумма оказалась куда меньше – 3 миллиарда.

Читайте также: Как изменится жизнь украинцев после выполнения требований МВФ: инфографика

Еще одна цифра: в обнародованной таблице Всемирного банка относительно размера теневой экономики Украины заняла "почетное призовое" третье место: 49% экономики страны сейчас находится в тени. Выше нас Азербайджан с 63%. Тому обстоятельству, что половина экономики Украины провалилась в "тень", очень помогла гройсмановская "минималка" в 3200 – этого "улучшение" не выдержала часть бизнеса и еще дальше отошла от легализации расчетов с наемными работниками.

В дополнение ко всему, третий месяц подряд наше промышленное производство демонстрирует падение. По сравнению с весной 2016 года производство металла снизилось на 11%; на 27% уменьшилось производство кокса; на 12% – добыча угля и руды. Поскольку перерабатывающая промышленность Украины находится в нокауте, мы интересуем Европу прежде всего как сырьевой придаток, а с сырьем у нас, как видим, проблемы.

Читайте также: Крючок, на который мы попали из-за траншей МВФ

Однако это тема для отдельного разговора, мы же тем временем переходим к последнему вопросу.

Вопрос №10. Что планирует делать правительство?

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман уверяет заемщиков из МВФ, все взятые на себя обязательства Украина выполнит. Потому что для этого, мол, существует не только финансовая мотивация. "Кто-то говорит, что МВФ требует реформ от Украины, но я хочу подчеркнуть, что мы не должны воспринимать это так, будто МВФ нуждается в реформах – это Украине необходимые реформы", – говорит глава правительства.

Читайте также: Гройсман официально просить у МВФ изменить программу сотрудничества для Украины

Он также добавляет, что соглашения Украины с МВФ потребует некоторого обновления.

Если вы меня спросите как премьер-министра, хотел бы я начать новую программу и вести диалог по новой программе? Да, хотел бы и считал бы это правильным для того, чтобы максимально эффективно создать план действий для нашей работы,
– сказал Гройсман.

Он подчеркнул, что намерен обсудить с МВФ исключение земельной реформы из нынешней программы сотрудничества.

Владимир Гройсман убеждает заемщиков МВФ в преданности Украины взятым на себя обязательствам. И в то же время говорит о желании изъять из перечня требований пункт о земельной реформе

Однако земельная реформа – не единственный пункт, невыполнение которого препятствует получению кредита. Есть и другие усовершенствования, которые застряли на стадии обещаний. На текущей сессии Верховной Рады ряд реформ принят уже не будет – осталось только 4 пленарных заседания, после завершения которых парламент, возможно, распустят до осени. Как пойдет работа в этот момент после 1 сентября – спрогнозировать сложно. Но пока не будет работы, не будет и денег. Это хорошо понимают в Международном валютном фонде.

Осталось только донести это знание до украинской властной верхушки.

Читайте также: Кабмин создает миф об упрощении приватизации для получения транша МВФ, – эксперт