Doing Business: Как и зачем стремиться к вершине?
Источник:
Лев ПарцхаладзеРейтинг легкости ведения бизнеса Doing Business, который ежегодно составляет группа Мирового банка, – это своеобразный индикатор для инвесторов: высокая позиция страны в рейтинге означает, что в страну можно инвестировать.
По подсчетам экспертов Мирового банка один пункт в общем рейтинге Doing Вusiness дает возможность стране привлечь до 600 миллионов долларов инвестиций. Достигается же повышение рейтинга путем проведения реформ для улучшения ведения бизнеса в различных сферах (всего 10 показателей).
Читайте также: Сможет ли Украина стать экономически привлекательной
В новом рейтинге Doing Business-2018 Украина поднялась на 4 позиции и заняла 76 место из 190 стран. А по показателю "Получение разрешений на строительство" – аж на 105 позиций до 35 места! Этот показатель стал рекордным среди всех стран, а также ключевым компонентом, который не дал Украине снизиться в общем рейтинге и способствовал повышению позиции страны в целом. Благодаря скачку этого показателя страна могла подняться в общем рейтинге на 6 позиций. Но из-за других компонентов рост составил только 4 пункта.
Нам удалось добиться очень значимого повышения рейтинга по строительному показателю. И действительно, за этот год было проведено немало изменений в регуляции строительной сферы. Была отменена процедура регистрации деклараций и процедура получения технических условий пожарной и техногенной безопасности от ГСЧС для проектирования; введено обязательное требование о наличии высшего образования у разработчиков проекта строительства и инженеров технического надзора, что повышает качество контроля; с 21 до 10 дней сокращен срок предоставления техусловий. Все эти изменения были приняты в этом году на законодательном уровне и уже имплементируются.
Но, в нынешнем рейтинге они учтены не были. К сожалению, так бывает. Не все изменения, которые проводятся в стране, и влияют на рейтинг Doing Business, могут быть учтены – их не всегда успевают включить в расчет. Процедура расчета Doing Business такова, что учитываются только те изменения, которые были реально проведены до июня текущего года. То есть, законодательные новации были сделаны, но, чтобы они учитывались в рейтинге, они должны начать эффективно работать и оказывать реальное влияние на бизнес – дерегуляция в действии, а не на бумаге.
Мы очень надеемся, что эти реформы будут учтены аналитиками при формировании следующего рейтинга, ведь это реально работающие изменения, облегчающие ведение строительной деятельности в Украине.
Но, вопрос остается открытым – какие практические изменения учитывались экспертами?
Первый фактор – снижение рыночной стоимости услуг по технадзору в строительстве с 5% до 1,8%.
Читайте также: Экономический прорыв в Южной Корее: как сделать все из ничего?
Сегодня фактическая стоимость работ по технадзору составляет не более 1,5-1,8% от общей стоимости строительства, и это подтверждается участниками рынка. Однако по расчетам экспертов она была определена на уровне 5%, что не соответствовало реалиям. Благодаря пересмотру экспертами этого показателя, завышенная почти в 3 раза стоимость работ инженера технического надзора снизилась.
Второй фактор - снижение паевого взноса на развитие инфраструктуры. В рейтинге этого года учитывалось, что Киевсовет снизил ставку паевого участия с 10% до 2% и это имело очень значимое влияние. Но "заковыка" в том, что это временное решение – уже со следующего года размер паевого участия в Киеве вновь будет повышен. И касается это решение только Киева (а при расчете рейтинга учитываются данные Киева), но не других городов.
Поэтому, если рассматривать вопрос паевого взноса в масштабе всей страны, то проблема остается нерешенной и в большинстве украинских городов он продолжает действовать.
Паевый взнос якобы на развитие инфраструктуры городов – один из самых "болезненных" вопросов административного бремени для строителей. И этот вопрос нужно решать прямо сейчас, ведь это давно устаревший сбор, который изначально был введен как источник финансирования развития инфраструктуры в городах. Но по факту на строительство новых детских садов, школ и другой инфраструктуры не тратиться ни копейки.
Целевое назначение этих денег никем не контролируется. Приведу пару цифр. В 2016 году в местные бюджеты должно было поступить около 3 миллиардов гривен от паевого взноса на развитие инфраструктуры, но фактические поступления составили только 1,35 миллиарда гривен, из которых 42% пришлось на Киев. То есть, больше половины потенциальных поступлений от этого сбора попросту "куда-то" делись. Смею предположить, что они осели у кого-то в карманах. Этот сбор попросту называют "легализованной взяткой", так как он порождает высокие коррупционные риски со стороны органов местного самоуправления.
Так вот, такой практики не существует ни в одной из европейских стран, и даже стран бывшего Союза. Соответствующий законопроект № 6540, которым полностью отменяется паевой взнос, уже зарегистрирован в Верховной Раде и его очень нужно принять. Поэтому мы очень надеемся на поддержку депутатов. Тем более, что позитивным прогнозам по дальнейшему повышению Украины в рейтинге Doing Business-2019 по показателю "Получение разрешений на строительство" суждено сбыться только при условии полной отмены паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта по всей Украине.
Резюмируя выше сказанное, скажу, что стремиться к вершине Doing Business, конечно, очень важно и нужно, но целью проводимых реформ должна быть не позиция в рейтинге, а позитивное воздействие реформ на реальный сектор экономики по всей стране. Это главное.
А чтобы закрепить и улучшить нынешний успех в рейтинге Doing Business, нам предстоит еще много работы. Ведь достигнуть позитивных результатов тяжело, но на много тяжелее их удержать. Будут эффективные системные улучшения, будут и первые места. Я в этом уверен.
Читайте также: Центры админуслуг: реформировать, нельзя оставить