Экономический план действий на 2018: как будем расти
Какие проблемы в этом году запланировано решить в украинской экономике и насколько эти планы оптимистичны, по мнению экономистов, – узнали журналисты сайта "24".
На заседании правительства 31 января этого года представили "Законопроекты-2018", причем от имени премьер-министра Владимира Гройсмана. Фокус будет сосредоточен на экономическом росте, пообещали в Кабмине. При этом рост ВВП прогнозируется на уровне 5-7%. В документе основные проблемы бизнеса руководитель правительства видит следующие: давление на бизнес, барьеры доступа к государственным ресурсам, обременительное регулирование, отсутствие поддержки инноваций, ограниченный доступ к финансированию.
Поэтому бизнеса в Кабмине обещают обеспечить защиту прав, прозрачный доступ к государственным ресурсам, дерегуляции и улучшению бизнес климата, поощрение инноваций, облегчение доступа к финансированию.
Для этого и разработаны 35 проектов законов, от принятия которых зависит судьба украинской экономики.
Заметим, подготовленные 35 законопроектов с прицелом на экономический рост — факт, безусловно, положительный. Но для того, чтобы план начал действовать, эти инициативы должны быть приняты Верховной Радой.
Сайт "24" спросил у экспертов — какие законопроекты они считают ключевыми, и какие шансы, что план действий будет реализован.
Павел Кухта, заместитель председателя в Стратегической группе советников по поддержке реформ в Украине:
"Условно все эти законопроекты можно разделить на 5 групп: часть — направлены на защиту прав бизнеса, ряд инициатив — дерегуляционного характера, которые наводят порядок в условиях ведения бизнеса, доступ к финансированию — как отдельная тема, доступ к публичным ресурсам и поощрение инноваций.
В сфере защиты прав бизнеса это то, что касается взаимодействия бизнеса и контролирующих и силовых структур, это создание службы финансовых расследований, которая призвана сосредоточить в одной службе аналитического характера расследования экономических преступлений, это закон о бизнес-омбудсмене, который институционализирует это учреждение, это законы об ответственности должностных лиц контролирующих органов. Вторая категория законопроектов в этой сфере касается таможни: "единое окно" на таможне, реформирование экологического и радиологического контроля.
В сфере дерегуляции самая большая инициатива — закон о Doing Business, призванный на 30-40 пунктов поднять Украину в этом рейтинге, если его принять до конца мая, то уже в этом году, осенью, будет значительный скачок в рейтинге. Также там есть интересная инициатива, так называемая декоммунизация законодательства, когда останавливают свое действие акты и законы УССР, кроме тех, которые предусмотрены другими законами Украины как необходимые. Например, Трудовой кодекс у нас УССР-овский, но он необходим, он будет действовать, пока не появится новый. А другие законы, не предусмотренные, автоматически потеряют силу, и все те неактуальные нормы 40-50 годов отпадут.
Еще в сфере дерегуляции: это закон о валютном контроле, который реформирует очень устаревшую систему валютного контроля, закон о дерегуляции кассовых аппаратов, чтобы они были демонополизированы.
Читайте также: В МВФ озвучили четкие требования, при которых готовы финансировать Украину
В сфере доступа к инвестированию это ряд законов, которые есть, кстати, в тексте меморандума МВФ и касаются наведения порядка в сфере кредитования. В Украине хроническая проблема, кредиты никто не возвращает, соответственно, поэтому банки не кредитуют, экономика стагнирует. Соответственно — это закон о защите прав кредиторов, закон о банкротстве, который позволит взимать средства с банкротов, а не разворовывать средства через процедуру банкротства, это закон о кредитном реестре, и четкий контроль за возвратом кредитов. Также это законы о новых финансовых инструментах — налаживание корпоративного управления в государственных банках.
В сфере доступа к публичным ресурсам: это закон о концессии, то есть, о доступе частного сектора к частно-публичному партнерству в сфере инфраструктуры; это закон об аренде государственного имущества через систему Prozorro, интересная и продуктивная инициатива.
В сфере поощрения инноваций это поддержка стартапов, усиление защиты имущественных и авторских прав, предоставление возможности использования электронных денег, например, для оплаты коммунальных платежей.
Эти 35 законопроектов или уже есть в парламенте, рассмотренные, некоторые из них даже приняты в первом чтении, либо — на финальной стадии разработки. Это более или менее готовые проекты к рассмотрению и принятию в этом году, даже большинство — в первом полугодии, поэтому есть такой тезис "весна реформ".
Алексей Гончарук, председатель BRDO:
"Каждая из этих законодательных инициатив имеет смысл. Для меня принципиальными выглядят три вещи.
Первая — создание службы финансовых расследований и, соответственно, создание условий, чтобы бизнес перестали кошмарить налоговые органы. Не думаю, что стоит объяснять, почему для бизнеса важно, чтобы налоговики превратились из силового органа, который приезжает с автоматами и кладет всех лицом на пол, на аналитический орган. Это критически важная инициатива. Там есть что совершенствовать, но с точки зрения важности инициатив эта точно на первом месте.
На второе место я бы поставил создание условий для привлечения инвестиций. Есть законопроект 6540, который может существенно подвинуть Украину в одном из самых авторитетных мировых рейтингов Doing Business на десятки позиций вверх. Это привлечет внимание мировых инвесторов в Украину и будет сильным сигналом, что Украина меняется, и поводом размещать инвестиции здесь, а не где-нибудь. Только этого мало, но это совершенно необходимая и важная составляющая. Чтобы в Украине был экономический рост, создавались рабочие места — нужны инвестиции, в том числе из-за рубежа. И именно этот законопроект как раз даст понимание того, что наша страна значительно меняется в плане простоты ведения бизнеса.
Третья инициатива, которая чрезвычайно важна, — это декоммунизация и изменение принципа, по которому до сих пор действует советское законодательство. Одна из главных проблем эффективности нашего государства в том, что у нас недоразрушенная советская модель регулирования плановой экономики, государство слишком сильно вмешивается туда, куда не должно. Но у нас и недостроенная рыночная модель. И чтобы демонтировать остатки многих советских систем и в трудовом праве, и в жилищном, чтобы преодолеть этот массив планового регулирования, который держит нас, как якорь, есть небольшой законопроект 4650. Он позволит покончить с правовым полем 90-х годов, по которому действуют все советские законы, на замену которых не приняты новые. Таких случаев очень много, они сдерживают развитие экономики, и это нужно менять.
Есть еще ряд важных инициатив: либерализация валютного законодательства, шаг к энергонезависимости, законопроект 3096. На самом деле нельзя останавливаться на каждом законопроекте и его важности.
Будут ли приняты все указанные законопроекты — это вопрос лидерства премьер-министра. Он сказал, что будет поддерживать и берется за эту работу, это важно. Но 35 законопроектов — это очень амбициозная цель, и всем абсолютно премьер заниматься не сможет. Если бы их было 10, то я бы сказал, что на 70% это будет выполнено. Но если с 35 примут 10-15 — это будет большая победа".
Читайте также: Цены вверх: 5 фактов о подорожании газа в Украине