Компании-мошенники и как их обнаружить

6 декабря 2016, 20:02
Читати новину українською

В 2015 году Укрстат насчитал более 600 тысяч действующих в Украине предприятий. Но даже в случае государственной регистрации юридического лица нет гарантии, что предприятие не создано для махинаций, обмана бизнес-партнеров и получения нечестной прибыли за счет честных предпринимателей. Чтобы не стать жертвой – сейчас у украинских бизнесменов есть ряд специальных инструментов.

Открытые реестры, базы данных и другие ресурсы в свободном доступе онлайн способны значительно упростить жизнь предпринимателям. Главное – знать, где информацию найти, а также на что именно обращать внимание. О нюансах бизнес-разведки – в материале журналистов сайта "24" по информации эксперта по вопросам экономической безопасности Дениса Переселкина.

Где брать информацию

Существует целый список государственных и открытых реестров, доступ к которым имеет каждый гражданин Украины. В частности, те, которые пригодятся для проверки законности той или иной компании: Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, Единый лицензионный реестр, Реестр плательщиков НДС.

Существует другая категория специализированных ресурсов – бизнес-поисковые системы. Например, Youcontrol. Доступ к ней, правда, платный (хотя есть возможность бесплатного тестового периода). Однако плюсы ее в том, что нет необходимости пересматривать большое количество баз и реестров самостоятельно – вся необходимая информация уже систематизирована.

Зачем проверять бизнес-партнеров

Подавляющее большинство предпринимателей может скептически отнестись к идее проверки своих контрагентов, с которыми давно работает и не имеет проблем. Мол, все оплаты проходят вовремя, до сих пор все было хорошо.

Сегодня в Украине открыто более 1000 производств о банкротстве компаний. Как вы думаете, многие из них заранее предупредили своих партнеров о своем банкротстве?
– отметил эксперт по экономической безопасности.

И это только один из рисков.

Проверка на честность

Денис Переселкин выделил 20 основных шагов, которые следует сделать, чтобы обезопасить себя и свою компанию от нечестного бизнес-партнера.

Шаг 1

Стоит проверить, существует ли предприятие в принципе. Потому что вполне возможна ситуация, что предприятие уже ликвидировано, но вам об этом ничего неизвестно, или оно находится в процессе процедуры банкротства.

Шаг 2

Нужно проверить виды деятельности компании – основные и дополнительные, и посмотреть, имеет ли право ваш партнер в принципе заниматься тем видом деятельности, которую он предлагает. Косвенным признаком мошенничества также может быть отсутствие связи между основным и дополнительным видом деятельности. Например, торговля автозапчастями и пошив одежды.

Шаг 3

Необходимо проверить, внесен ли уставный капитал компании и не является ли он слишком маленьким. Потому что немалое количество компаний-мошенников не предоставляет даже этого.

Законом не запрещено устанавливать минимальный размер уставного капитала, даже тысячу или 5 тысяч гривен, но таким фактом нелишне будет поинтересоваться, отмечает эксперт.

Шаг 4

Стоит поинтересоваться и выяснить, когда было зарегистрировано предприятие.

Я считаю более рискованными предприятия, зарегистрированные менее 2 лет назад. Потому что они или молодые и без опыта, или зарегистрированы на замену каким-то ликвидированным, или это предприятия-мошенники, созданные для махинаций. Следовательно, это зона риска,
– пояснил Переселкин.

Также стоит проверить: как давно были присвоены коды деятельности предприятию и как давно оно занимается той деятельностью, которая вас интересует.

Шаг 5

Если вид деятельности контрагента предполагает лицензирование – нужно посмотреть, имеет ли предприятие соответствующую лицензию и актуален ли срок ее действия, не просрочена ли она.

Шаг 6

Необходимо проверить, является ли предприятие плательщиком НДС.

Не стоит верить копиям свидетельств. Они могут быть просроченными. Важно проверять актуальную информацию. Поскольку в дальнейшем могут возникнуть проблемы и с зачислением сумм в состав налогового кредита, и с возмещением НДС, а это уже значительные финансовые потери для предприятия,
– пояснил специалист.

Также важно проверять, имели ли место аннулирования свидетельства НДС, особенно по инициативе налоговой инспекции. Если такие случаи есть – надо смотреть причину и оценивать степени риска.

Шаг 7

Важно проверить: какие в принципе у контрагента отношения с налоговой. Он может иметь неоплаченный налоговый долг. Сам контрагент может об этом и не сообщить партнеру. А неоплаченный налоговый долг – это серьезно, и может угрожать даже арестом счетов предприятия.

Шаг 8

Стоит проанализировать всю историю судебного делопроизводства предприятия: в качестве истца или ответчика оно выступало, на какие суммы были иски, были ли уголовные дела в отношении должностных лиц предприятия, не был ли контрагент уличен в сотрудничестве с какими-то конвертационными центрами и имеет ли контрагент открытые исполнительные производства – потому что если так, это значит, что он не выполняет решения суда.

Шаг 9

Нужно проанализировать структуру собственности предприятия. Возможно, в составе учредителей фигурируют оффшоры или подозрительные компании. Также не помешает проверить, входит ли предприятие в состав крупной финансово-промышленной группы.

Шаг 10

Если в составе учредителей есть другие компании, то их тоже следует полностью проверить.

Даже полностью прозрачная компания может на 90 или на 100 процентов принадлежать или мошеннику, или компании с сомнительной репутацией,
– отметил эксперт.

Шаг 11

Если в компании большое количество учредителей в составе – нужно каждого проверить. Потому что они могут быть связаны между собой или с другими компаниями. И если те не занимаются похожей деятельностью – это уже зона риска, и следует выяснить, почему так, уточнил Переселкин.

Шаг 12

Нужно проверить директора компании и выяснить, настоящий он руководитель, или номинальный, и при этом еще "руководит" десятками других "компаний".

Шаг 13

Следует убедиться, нет ли явных ошибок в фамилии директора и в его регистрационных данных.

Были случаи, когда при регистрации предприятия менялась одна буква фамилии директора, и таким образом отследить его связь с другими предприятиями, где он тоже директор и эти предприятия явно не конвертационные центры, сложно,
– отметил эксперт.

Шаг 14

Стоит проверить, не зарегистрировано ли предприятие по одному адресу с другими компаниями.

Использование адресов массовых регистраций – довольно популярная схема среди компаний-мошенников. Причем используют не только тот же адрес дома, но и один номер офиса или квартиры, а также номер телефона.

Шаг 15

Необходимо проверить, нет ли каких-либо ограничений в полномочиях директора.

Например, он имеет право подписи на договора с суммами до 10 или 50 тысяч гривен. И если мы заключаем контракт на сумму 300 тысяч, в дальнейшем такая сделка может быть признана недействительной. И партнер такой компании несет финансовые убытки.

Шаг 16

Нужно убедиться, что контрагент не ведет какую-либо деятельность со странами санкционного списка.

Если вы работаете с компанией, которая нарушает международные санкции, рискуете так же оказаться в "черном списке",
– предостерег специалист.

Шаг 17

Нужно проанализировать количество персонала компании: сколько людей работает там, и соотнести это количество с оборотом компании. Не лишним будет проверить, насколько часто меняются директора в компании. Если он меняется раз в год – вероятно, меняется и политика компании, и с точки зрения основателя это странно.

Шаг 18

Стоит проверить, было ли предприятие участником и победителем государственных закупок.

Часто предприятия создаются именно для участия в госзакупках. Надо сопоставить суммы контрактов с оборотом компании, посмотреть, с какими госпредприятиями работает контрагент, и сравнить список товаров и услуг, которые он предлагает госпредприятиям, с его видами деятельности.

Шаг 19

Надо проверить, что экспортирует и импортирует контрагент, и каким образом эти товары соотносятся с его видами деятельности.

Шаг 20

Нужно проверить, нет ли санкций или запретов от государственных органов у этого предприятия. Это может быть: индивидуальный режим лицензирования от Минэкономразвития, запрет Антимонопольного комитета на участие в госзакупках (а они налагаются за серьезные нарушения процедур), или сообщение Минсоцполитики о задолженности предприятия по выплате заработной платы сотрудникам.

Читайте также: Новые правила проверок бизнеса: кто, как и когда