Реформировать все: новации в жилищно-коммунальной сфере от депутатов
Закон о коммунально-жилищных услугах, проголосованный Верховной Радой 9 ноября, вносит ряд изменений в функционирование этого сегмента жизни украинцев. Нас ждут новые принципы управления, договора, услуги, управляющие. И это еще не все.
Законопроект о жилищно-коммунальных услугах готовили и обрабатывали в парламенте два года. Он предусматривает ряд изменений для владельцев многоквартирных домов и не только. Называть их кардинальными и революционными, пожалуй, не стоит. Но все же документ может значительно изменить правила игры. Мы попытались разобраться — в пользу кого.
Модели управления
Одна из инициаторов закона, народный депутат Алена Бабак, разъяснила, что законопроект, в частности, предложил четыре модели управления на выбор каждого дома.
1. Модель прямого договора, когда есть индивидуальный потребитель (квартира) и монополист. В этой модели монополист будет отвечать за качество в квартире и за обслуживание внутридомовой сети, но владельцы должны будут согласовать с ним вопросы стоимости обслуживания сетей.
2. Модель коллективного потребителя, когда от своего имени объединение совладельцев будет заключать договор о поставках тепловой энергии или воды на входе в дом. Это форма так называемой коллективной ответственности, которую сегодня поддерживает очень мало людей, но она существует согласно действующему закону об ОСМД.
3. Модель коллективного договора, когда будет определено уполномоченное лицо от дома, которое от имени каждого индивидуального потребителя будет заключать договор с монополистом. В этом случае ответственность за, например, несвоевременную оплату будет лежать на конкретном индивидуальном потребителе, а не будет коллективной.
4. Модель "статус-кво" — так, как сегодня. То есть, квартира является потребителем и есть прямые договоры, но монополист не отвечает за внутридомовые сети.
Это огромная проблема, и такая ситуация останется и в дальнейшем, если совладельцы будут бездействовать и не выберут для себя более эффективную форму получения коммунальных услуг,
— убеждена Алена Бабак.
Вместо ЖЭКов
Координатор жилищных программ общественной сети "Опора" Татьяна Бойко отметила, что принятый закон "большой, сложный, к нему надо еще много подзаконных актов. Завтра ничего не изменится". Зато в части управления (чем сейчас занимаются ЖЭКи) изменения будут значительные и достаточно быстрые, убеждена Бойко.
Сегодня, по словам эксперта, совладельцы имеют три модели управления домом: первый — самостоятельную, делегируя полномочия одному из жильцов дома, второй — через ОСМД, третий — выбрать на общем собрании управляющего. Кто он такой, каковы его функции, полномочия и ответственность — как раз и прописывает закон.
"С точки зрения формирования сознательного владельца, который готов самостоятельно управлять своим имуществом, реформа движется в нормальном русле. Но тормозится она как раз в вопросах выбора управляющего — ЖЭКи не могут отойти, потому что не было закона, который определяет право и правила дому нанимать себе управляющего", — уточнила об управляющих Алена Бабак.
Управляющие — это те, кто должны прийти на смену ЖЭКам. Придут они, в том числе, из тех, кто уже занимался деятельностью по управлению домом и его потребностями в рамках ОСМД. Принципиальная разница между управляющим и ОСМД в том, что первый — исполнитель, это бизнес, тогда как второй — заказчик услуг, представляющий интересы дома. При этом управляющим может быть и физическое, и юридическое лицо. Главная новация закона — управляющего будут выбирать сами жители, или делегируя этот выбор ОСМД, или просто общим собранием дома, без создания ОСМД. В отличие от руководителей ЖЭКов, которых назначали местные власти.
Закон также регулирует права, обязанности и главное — цену на управление дома. В нее входит содержание дома: уборка, внутренне домовой ремонт, обслуживание сетей и плюс вознаграждение управляющему.
Сегодня ЖЭКи имеют так называемые административные расходы, которые не выделены в отдельную строку, а "размыты" по тарифу, поэтому трудно проконтролировать эффективность их расходов. Сейчас будет четко распределено — что и куда идет на содержание дома, и какое вознаграждение управляющему. И эта цена на услуги управляющему будет договорная, как договорятся совладельцы и этот бизнес,
— отметила Татьяна Бойко.
Топ-5 главных изменений
В общественной организации "Общественный аудит" проанализировали закон о жилищно-коммунальном хозяйстве и выделили 5 основных изменений, которые так или иначе коснутся каждого жителя.
1. Договоры
Законопроектом предусмотрено, что предоставление ЖКУ будет осуществляться исключительно на договорных началах. Договоры о предоставлении услуг заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными КМУ или другими уполномоченными законом государственными органами.
Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:
1) перечень услуг;
2) требования к качеству услуг;
3) права и обязанности сторон;
4) ответственность сторон за нарушение договора;
5) цена услуги;
6) порядок оплаты услуги;
7) порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
8) срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжение.
То есть, остальные условия договора могут согласовываться между сторонами.
Ранее огромное количество нареканий со стороны граждан было вызвано тем, что исполнители навязывали условия договоров, с которыми не соглашались потребители. При этом они и не могли инициировать внесение определенных изменений.
Теперь законом предусмотрено, что с предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или внесении изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему). Потребитель будет иметь 30 дней после получения проекта договора (изменений к нему), чтобы предоставить свои возражения по условиям договора и внести свои изменения.
Однако, как это будет реализовываться на практике, смогут ли действительно потребители выдвигать свои требования, или эта норма останется только правом, которое невозможно реализовать на практике — покажет время,
— отметил аналитик "Публичного аудита" Тарас Галайда.
2. Пеня для потребителей
Законом предусмотрена пеня за несвоевременную оплату ЖКУ в размере до 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки.
Таким образом, в случае несвоевременной оплаты, сумма долга может увеличиться до 0,3% в месяц, или до 3,6% в год.
Впрочем, по мнению специалистов, никакая пеня не решит проблемы задолженности населения, которая увеличилась в три раза после экономического необоснованного повышения коммунальных тарифов на ЖКУ.
3. Новые виды платежей
Плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии) отныне будет заключаться по индивидуальному договору и включает:
1) плату за услугу, которая рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных коммунальных услуг;
2) плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется КМУ;
3) плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление такой услуги, которая определяется договором между исполнителем и совладельцами.
Подобные нововведения депутаты связали с необходимостью отделить саму услугу от расходов на обслуживание абонента и сетей — мол, для большей прозрачности. Вместе с тем, специалисты "Публичного аудита" прогнозируют, что это может привести к увеличению размера платежки: исполнители по своему усмотрению смогут увеличивать ту часть платы, которая не подлежит государственному регулированию.
Как видим, закон содержит норму о том, что абонплата таки будет введена — это теперь одна из форм оплаты за тепло, водоснабжение, канализацию. Именно потому, что Порошенко, Гройсману, Данилюку нужно выполнять обязательства, взятые перед МВФ. Еще весной этого года президент якобы настаивал, что решение о введении абонплаты на газ должно быть приостановлено и "без диалога с людьми такие решения не принимаются". Сегодня за абонплату проголосовало большинство БПП, и никакого диалога с людьми для этого не понадобилось,
— указал руководитель "Открытого аудита" Максим Гольдарб.
4. Отключение от услуг
До недавнего времени потребителей могли "отключить" от газа, электроэнергии, теплоснабжения (если есть техническая возможность отключить именно должника), но не воды. Отныне будет иначе: народные избранники позволили исполнителям коммунальных услуг лишать людей получения коммунальной услуги, если существует непогашенная задолженность за потребленные услуги в течение 30 дней с момента получения потребителем предупреждения от исполнителя.
Это не касается услуг по поставке и распределению электрической энергии и природного газа — их отключение предусмотрено другими законами.
Для того, чтобы возобновить поставки услуг, нужно полностью погасить задолженность или заключить договор о ее реструктуризации.
5. Взносы за домовые счетчики
Законопроект "О жилищно-коммунальных услугах" конкретизирует — где именно потребители увидят взносы, которые будут с них собирать, а сами взносы проголосованы Верховной Радой Украины в июне 2017 года ЗУ №4901 "О коммерческом учете коммунальных услуг", согласно которому все здания должны быть оснащены домовыми счетчиками отопления и водоснабжения. Закон № 4901 обязывает потребителей приобрести и установить как минимум домовой счетчик. Ранее они на это просто "имели право".
Основное противоречие, как говорят эксперты, здесь заключается в том, что люди платили за соответствующие счетчики в составе тарифа. На сегодня 50% населения уже имеют общедомовые тепловые счетчики, остальные — нет, и им придется это делать за свой счет. При этом в законодательном поле и речи не идет о какой-то компенсации за ранее оплаченные средства.
Закон предусматривает, что размер взносов за установление коммерческих (домовых) узлов учета будет определяться отдельно для каждого здания и прежде всего будет зависеть от количества квартир в нем и модели счетчика. Например, домовой счетчик стоимостью 50 тыс. грн обойдется каждому потребителю в 500 грн в доме на 100 квартир, но в домах с небольшим количеством квартир (10-15) такие расходы могут достигать и 5 тысяч грн на каждую квартиру.
Уплата взносов рассрочивается на пять лет или на другой срок по соглашению сторон.
Кроме затрат на установку домовых счетчиков, потребителям придется платить и взносы на их обслуживание и замену.
Недоработки
В "Публичном аудите" также увидели 2 принципиально важные нормы, которые остались недоработанными.
1) Нардепы не решились усилить ответственность поставщиков за некачественные услуги. Независимые аудиторы предлагали ввести пеню, которую исполнитель обязан уплатить потребителю за систематическое (более 2-х раз в год) непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг в размере двойной стоимости таких услуг.
Законодатели не прописали ни порядка, ни размера, по которым потребители могли бы рассчитывать на компенсацию, и позволили поставщику самостоятельно осуществлять перерасчет и самостоятельно платить потребителю неустойку, говорят эксперты.
То есть, потребителям пеню прописали четко, указав проценты, отметив, с какого числа она выплачивается т.д., а пеню для монополистов вспомнили размыто, а не установив ни размеры, не предусмотрев порядка уплаты. То есть, теоретически потребителю предоставлено право на получение пени за некачественную услугу от поставщика, но в порядке, которого нет и в размере, который не определен.
"Будут ли делать поставщики акты доброй воли — вопрос риторический. Если их никто не обяжет платить штрафы, то сами они точно этого не будут делать. Поэтому такую редакцию закона следует считать имитацией заботы о потребителях, поскольку она не решает вопрос некачественных услуг и ответственности за такие", — убеждены в "Публичном аудите".
2) Народные избранники лишили местные власти определенных рычагов влияния на тарифы и качество жилищно-коммунальных услуг, хотя в условиях децентрализации они, наоборот, должны получить дополнительные полномочия.
В итоге, считает Максим Гольдарб, этот закон "направлен на то, чтобы сначала абсолютно коммерциализировать сферу ЖКХ, а дальше передать ее целиком и полностью в собственность монополий. То есть, если сейчас, к примеру "Киевэнерго", — частная структура, которая официально все же работает на собственности киевлян, то этот закон подтолкнет к изменению права собственности — и имущество, принадлежащее обществу, перейдет в частные руки".
Взамен лоббисты закона и в частности Алена Бабак подчеркивают — принятый закон "никого не подгоняет, это эволюционный путь. Но выбирайте, потому что вариантность есть".
Читайте также: К зиме готовься: все о субсидиях в Украине на 2017-2018 годах