Не только обычные детсады: украинское дошкольное образование реформируют
Источник:
Зеркало неделиАктуальные данные свидетельствуют о том, что в Украине детские сады посещают более 73% дошкольников. Интересно, что в Совете Европы выдали рекомендацию, чтобы повысить этот показатель
Евроинтеграция требует ряда реформ в украинском обществе. Они касаются изменений в образовании, в том числе дошкольном. О трансформации системы дошкольного образования в интервью "Зеркалу недели" рассказала заместитель министра образования Евгения Смирнова.
Смотрите также Заместитель Лисового назвала среднюю зарплату воспитателей в Украине
Какие изменения ожидают дошкольное образование
Обратим внимание! В Совете Европы рекомендуют, чтобы во всех странах Европейского Союза показатель охвата дошкольным образованием детей в возрасте от трех до шести лет составлял 96%, поскольку это звено образования может иметь почти мгновенное влияние на экономику страны
Поэтому, реформа образования коснется и дошкольного образования. Украина должна трансформировать свою систему дошкольного образования и привлечь больше дошкольников. В Украине же, по состоянию на май 2024 года, – 73,1 % детей дошкольного возраста посещают детские сады.
Первым шагом к изменениям является новый закон о дошкольном образовании. 6 июня Верховная Рада приняла новый Закон Украины "О дошкольном образовании", а 5 июля этого года его подписал президент. Закон вступит в силу с 7 июля 2025 года и сейчас идет подготовка по его имплементации.
Важно! В Украине сейчас насчитывается 8812 учреждений дошкольного образования с очной формой обучения. А также – 1677 заведений с заочной и 1209 со смешанной формами обучения.
Очень важно, чтобы были разные типы учреждений дошкольного образования, и только время покажет, какая модель является эффективной в различных ситуациях и условиях. Хочу подчеркнуть, что в законе содержатся только идеи, а как именно они будут реализованы в деталях, – определят рабочие группы, которые уже сейчас начинают работу. Однако стоит отметить, что идея альтернативных учреждений дошкольного образования возникла не спонтанно – такие заведения уже давно и успешно работают в разных странах,
– отмечает Смирнова.
Заместитель главы МОН назвала основные типы детсадов:
- мобильный детский сад – это автобус или другое транспортное средство, оборудован всеми необходимыми материалами для работы с детьми. Он в разные населенные пункты приезжает по графику и останавливается там, где есть укрытие. Заместитель указывает, что такой тип детсада может быть хорошим решением для областей, в которых россияне разрушили много дошкольных учреждений;
- семейный (семейный) садик – расположен в частном пространстве (квартире и доме), адаптированном для предоставления образовательных услуг. В таком заведении несколько воспитателей, которые имеют соответствующие лицензии, обучают небольшие группы детей в домашней атмосфере;
- мини-садик до пяти детей – заведение подобное семейному саду;
- специальный детский сад для детей с особыми образовательными потребностями – в этом заведении дети от двух до семи или восьми лет с особыми образовательными потребностями, обусловленными физическими, психическими, интеллектуальными и/или сенсорными нарушениями, расстройствами поведения, могут получить дошкольное образование;
- дошкольный центр – это садик, который открывают при учреждении – библиотеке, министерстве или даже бизнес-организации. Там учатся небольшие группы детей;
- центр педагогического партнерства – эти учреждения дошкольного образования будут помогать родителям в воспитании детей, которые не посещают садик;
- центры развития ребенка – заведения, обеспечивающие получение дошкольного образования детьми по отдельным программам.
В Украине сейчас 110 полностью разрушенных дошкольных учреждений и более 1100 поврежденных.
Финское правительство подарило украинцам первый мобильный садик. Он будет работать в Херсонской области.
При поддержке UNICEF, уже началось пилотирование идей, заложенных в новом законе о дошкольном образовании. Сейчас в UNICEF определили приоритетные общины, где уже вскоре будут открываться пилотные учреждения.