Национальная опера Украины превратила классику в зрелище

27 октября 2015, 14:41
Читати новину українською

30 октября ценители классического танца увидят на сцене Национальной оперы Украины обновленный спектакль "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Балет на музыку Евгения Станковича, который ранее имел название "Ночь перед Рождеством", был поставлен в 1993 году Виктором Литвиновым. В его основу положена одноименная повесть Николая Гоголя, которую в свое время использовали для своих опер Петр Чайковский ("Черевички"), Николай Римский-Корсаков ("Ночь перед Рождеством"), Николай Лысенко ("Рождественская ночь").

По словам балетмейстера-постановщика спектакля, творческая группа решила изменить название балета, чтобы избавиться от "временной привязки" из-за ее "зимней" окраски, однако только изменением не ограничились. Более чем четырехлетний перерыв в показах дал возможность авторам пересмотреть и обновить костюмы, декорации, отшлифовать хореографию.

Большинство исполнителей также будут новыми. Переосмыслено, переделано много сцен с точки зрения хореографического языка и трактовки образов. Евгений Станкович дописал новый финал. Уверен, новыми будут и зрители, и критики. Поэтому гриф "обновления", под которым представление вновь появляется в репертуаре, вполне справедлив,
– отметил Виктор Литвинов.

Аллин Власенко (дирижер): "Евгений Станкович – один из величайших композиторов нашего времени. А именно этот балет он считает одним из лучших своих произведений. Обладая всеми достижениями музыки 20-21 веков, он нашел адекватные и вместе с тем нестандартные музыкальные средства в решении образов. Каждый из них имеет свой лейтмотив и характер. Так, чтобы подчеркнуть характерные черты Солохи композитор ввел саксофон, "басы гудят" для неуклюжего Чуба, полонез во дворце царицы с саркастическим подтекстом – как будто подчеркивая все коварство и неискренность челяди. И вдруг контраст – замечательный лирический украинский мелос в образах Оксаны и Вакулы. Драматургия этого спектакля требует нестандартного мышления и в музыке, и в хореографии, и в сценографии. Под такую музыку поставить традиционный балет невозможно. Это должна быть фантасмагория. Очевидно, успех этого спектакля в том, что это – симбиоз талантливого балетмейстера-постановщика Виктора Литвинова, гениальной музыки Евгения Станковича и блестящей сценографии Марии Левитской".

Мария Левитская (художник-постановщик): "Мой первый балет в Национальной опере "Золушка" Литвинова. Это была невероятно интересная творческая работа. По моему мнению (и не только по моему), в итоге получился потрясающий балет, который с неизменным успехом дают в нашем театре и по сегодняшний день. Следующей нашей совместной работой стал балет "Рождественская ночь" на музыку Станковича. Это невероятный успех Литвинова, и действительно настоящий национальный балет, с ярко выраженными характерами, с необычным прочтением сюжета, с потрясающими комедийными и лирическими сценами. Это один из лучших балетов, в котором сочетаются глубокие знания фольклора и классического танца. Сейчас мы готовим почти новую постановку. Поменялось не только название ("Вечера на хуторе близ Диканьки") – мы фактически полностью переосмысливаем сценографию и костюмы. Более чем 100 костюмов полностью реставрируем, восстанавливаем. К тому же в спектакле появилось много массовых сцен, в которых мы готовим более 50-ти новых костюмов. Много новых "сольных" костюмов – ищем новые формы, материалы... Очень люблю именно этот балет – он моя гордость, моя самая любимая постановка".

Наряду с картинами сельской Рождественской ночи с ее пением и весельем – фантастические образы нечистой силы, небесных звезд... зрителей ждет зрелищное представление, богатое на народные обычаи и полное иронии.

Читайте также: Анатолий Соловьяненко: В Национальной опере я всегда буду стоять на страже прекрасного!