Найди заправку: как "изобретательные" предприниматели устанавливают АГЗП прямо на парковках
Сеть газовых заправок "БАРС" устанавливала АГЗП в обход действующих требований относительно необходимой документации и пренебрегая правилами безопасности.
Об этом сообщает Bihus.info.
В марте этого года КГГА начала принудительный демонтаж модульных АГЗС в Киеве, объявив 353 газовые заправки нелегально размещенным. По последним данным, уже демонтирован практически весь перечень, причем 101 заправку принудительно демонтировали КП "Киевблагоустройство" совместно с ГСЧС и Коммунальной аварийно-спасательной службой "Киевская служба спасения". А 249 заправок их владельцы, не дожидаясь принуждения, закрыли сами.
Основные претензии, которые городская власть выдвигает к таким заправкам – это нарушение порядка оформления разрешительной документации на размещение АГЗП, пренебрежение правилами безопасности на заправочных станциях, а также неуплата налогов.
Пока единственного документа, который бы регулировал порядок и правила размещения АГЗП в Киеве, нет. Идея такого порядка в КГГА существует еще с лета 2015 года, однако до сих пор в статусе не утвержденного проекта. Таким образом сейчас существует ряд разрозненных нормативно-правовых актов, и в споре за легальность или нелегальность заправок КГГА и владельцы АГЗП апеллируют к разным.
Так, КГГА при определении перечня незаконно установленных АГЗП руководствовалось Правилами благоустройства города Киева. Согласно п. 15.3.26. "Размещение АГЗП", для обустройства заправки необходимы:
– договор аренды земельного участка;
– выводы СЭС, Главного управления экологической безопасности, Главного управления МЧС (ныне ГСЧС)
– разрешение Госнадзорохрантруда;
– генплан или схема размещения;
– лицензия подрядной организации;
– договор об уплате паевого участия в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города Киева, выданный ГУ экономики и инвестиций КГГА.
Читайте также: Кто "стоит" за загадочным тендерным топливником Украины
Модульные АГЗП часто не выполняют даже первый пункт – оформление земельного участка, просто пренебрегая им или же используя обходные пути. Так, например, одна из заправок бренда "БАРС" была расположена по ул. Северная, 3 на земельном участке, который по данным кадастра не числился вообще ни за кем.
Другая, без оформления участка, была установлена на территории КП "Специализированное управление противооползневых подземных работ" (Военный проезд, 8). Еще одна была размещена по ул. Милославской на участке, который числится за КП "Киевпастранс" (по сути, в нескольких метрах от развязки трамвайных путей), якобы на основании договора с КП. Однако его в суд владельцы заправки так и не подали.
Что касается обходных путей, то ряд заправок под брендом "БАРС" были размещены на территории коммунальных парковок: вместо аренды земельного участка, ООО "Барс 2000" или ООО "Де-Люкс" (владелец обоих Геннадий Гладченко) чаще всего через цепочку из еще нескольких фирм брали у КП "Киевтранспарксервис" несколько паркомест и на них обустраивали АГЗП. Именно по такой схеме, согласно судебным решениям, были установлены заправки, например, на пр.Академика Королева, 1 (Святошинский район), пр. Ватутина 14 (Днепровский район), ул. Красногвардейской (Деснянский район), пр. Григоренко, д. 4-А (Дарницкий район), ул. Крайней (возле ул. Сабурова, Деснянский район), ул. Уборевича (Святошинский район).
Прокуратура в интересах города подала ряд исков в суд с требованием освободить самовольно занятые земельные участки, апеллируя в частности к тем же Правилам благоустройства, где указано, что площадки для платной парковки предназначены для временной стоянки транспортных средств, и на таких земельных участках оператор не имеет права осуществлять любую деятельность, кроме парковки. Суды первой инстанции прокуратура в интересах города выигрывала.
Однако большая часть судов пока проиграны в апелляционной и кассационной инстанциях или возвращены на повторное рассмотрение. В ходе детального разбора имеющихся документов раз за разом оказывалось, что владельцы заправок, хотя и действительно не оформляли аренду земельного участка под АГЗП, взамен получали ряд согласований на их размещение из других инстанций.
Так, в случае с заправкой на Григоренко оказалось, что Минрегион выдало согласование концепции на размещение АГЗП, а Департамент градостроительства и архитектуры на запрос о согласовании размещения АГЗП ответил, что принципиально не возражает при условии дальнейшего оформления паспорта привязки объекта к местности, согласования концепции по размещению и выполнению требований пожарной безопасности. Аналогичные согласования оказались и у заправок на Уборевича, Симиренко и Бальзака.
Читайте также: Как СБУ организовала заказную акцию под домом активиста-антикоррупционера: расследование
Кроме того, в ходе судебных споров оказалось, что многие АГЗП находятся под охраной того же КАРСа и аварийно-спасательного отряда ГУ ГСЧСУ в городе Киеве на основании договоров об аварийно-спасательных работах в случае возникновения угроз безопасности или чрезвычайных ситуаций. То есть заправки были, что касается безопасности, на обслуживании у структур, которые сейчас задействованы в демонтаже АГЗП как потенциально опасных объектов. Договоры с КАРСом и ГСЧС имели уже упомянутые заправки на Красногвардейской, Королева, Ватутина и еще одна на Симиренко.
При этом в самом КГГА отмечают, что АГЗП в том виде, в котором они функционируют в Киеве – опасны. По словам руководителя аппарата Владимира Бондаренко, они массово пренебрегают правилами безопасности на объектах: "На сегодня законодательством предусмотрена декларация безопасности. Это фактически каждый предприниматель с помощью сертифицированного эксперта оценивает безопасность своего объекта и регистрирует его в двух органах – в горгосадминистрации и в ГУ ГСЧС. Никакой декларации безопасности по 370 объектам у КГГА нет. В таких емкостях должна быть система раннейутечки газа. Ее нет. должна быть система пожаротушения. Ее нет. Эта емкость должна быть улублена – нет".
Председатель Первой Киевской ассоциации сжиженного газа (ПКАСГ) Александр Приступов на пресс-конференции 6 апреля назвал заявления городских властей об опасности газовых модулей бредом: "Взрывоопасные страшные модули, которые могут взорваться в любую минуту и убить миллион граждан – это полный бред и абсурд . Ни один модуль в Киеве не взорвался. Это все черная информационная кампания".
Вместе с тем, в отношении того же "Барса" есть уголовное дело за нарушение правил безопасности на одной из заправок. В ноябре 2016 года по такому эпизоду был утвержден приговор директору ООО "Барс 2000" Сергею Лысюку. Речь шла об АГЗП "БАРС", размещенной в 2015-2016 годах по улице Новоконстантиновской, 4-А. В феврале 2015-го заправку проверила областная Госслужба горного надзора и промбезопасности. Оказалось, что АГЗП работает с нарушением требований законодательства об охране труда, об объектах повышенной опасности и о пожарной безопасности.
Согласно решению Окружного административного суда города Киева в мае 2015 года работа АГЗП была остановлена. Однако уже через год, в августе 2016-го оказалось, что заправка и дальше работает. Руководитель "Барс-2000" заключил соглашение с прокурором о признании виновности и в качестве наказания лишь оплатил штраф – 3400 гривен.