Автономное судно Mayflower с технологией от IBM пройдет первые испытания

21 марта 2020, 18:09
Читати новину українською

Компания IBM совместно с некоммерческой исследовательской организацией Promare объявили о проведении первого испытательного плавания автономного судна Mayflower уже в марте. Целью автономного судна будет воспроизведение маршрута через Атлантику уже в конце 2020 года.

В этом году в сентябре будет проходить празднование 400-летия знаменитого путешествия корабля Mayflower, на котором в 1620 году в Северную Америку прибыли одни из первых английских поселенцев.

Интересно: В США запустили службу беспилотной доставки грузов Waymo Via

Подготовка к плаванию

Теперь корабль Mayflower находится на финальном этапе строительства в Гданьске, Польша. Однако уже в марте этого года в море будет протестирован прототип системы искусственного интеллекта AI Captain на основе искусственного интеллекта IBM, благодаря которой автономный корабль Mayflower сможет без участия человека пересечь Атлантический океан.


Команда проекта автономного судна Mayflower / Фото IBM

Испытания корабля будут проводиться в Великобритании под пристальным наблюдением команды Plymouth Quest – исследовательского судна Плимутской морской лаборатории. Испытание поможет оценить, как работает система искусственного интеллекта AI Captain в реальных условиях морской стихии.

В мае, после трех месяцев испытаний судна при участии человека за штурвалом, инженеры планируют продолжить тестирование, чтобы оценить абсолютно автономную работу Mayflower.

Интервью с директором по коммуникациям проекта Mayflower

Техно 24 удалось пообщаться с директором по коммуникациям проекта Mayflower Джонатаном Батти.

Насколько система, на базе которой работает судно, является надежной? Какие гарантии, что угрозы для людей нет?

Автономное судно Мayflower спроектировано таким образом, что может совершенно самостоятельно работать в открытом океане. Кроме того, мы два года занимались разработкой модели искусственного интеллекта AI Captain для корабля и тщательно тренировали ее на морских изображениях, геоданных и другой информации, поступающей из систем навигации и радиосвязи, поэтому наша команда считает систему достаточно надежной. Насколько – мы узнаем во время пробных испытаний модели, которые уже происходят возле берегов Плимута в Великобритании.

Какие сценарии реагирования в случае возникновения внештатных ситуаций. Есть ли какая-то команда спасения, средства экстренной связи?

В случае неисправностей в системе благодаря спутниковой связи мы сможем дистанционно управлять кораблем, чтобы помочь ему завершить свою миссию. Кроме того, на судне будет работать специальная система Safety Manager, которая самостоятельно проверит каждое решение, которое принимает AI Captain, и оценит, насколько оно безопасно для самого корабля, других судов, людей и других объектов, находящихся поблизости. Также важно, что судно будет работать в соответствии с международными морскими конвенциями и правилами безопасности.

Расскажите о практическом использовании таких автономных судов на базе искусственного интеллекта?

Автономное судно Mayflower создается прежде всего для морских и океанографических исследований. Ведь подобные небольшие и относительно недорогие корабли, которые могут проводить длительное время в океане, идеально подойдут для сбора всех возможных данных о нем. Но есть и другие сферы применения беспилотных судов: например, для очистки вод от пластика и других отходов. В связи с сильным загрязнением океанов и морей это очень актуально.

Как насчет бизнеса и коммерческих пользователей?

Одна из самых интересных идей возможного применения – это использование беспилотных судов на внутренних водных путях – реках и каналах – для доставки товаров. Это станет возможным с появлением 5G. Благодаря такому бизнес-решению может снизиться грузовой трафик на дорогах, а передвижение в городах может стать комфортным и предсказуемым.

По вашему мнению, когда такие автономные суда смогут выйти в полноценное плавание? Увидим ли мы в будущем, например, круизные суда без капитана и команды обслуживания.

Ожидается, что за следующие десять лет значительно увеличится автономность судов. Например, мы предполагаем, что уже скоро у грузовых судов будет выше уровень автономности, и это, несомненно, изменит отрасль по-разному и в самых разнообразных направлениях.

Однако я бы не спешил утверждать, что в ближайшем будущем и круизные лайнеры смогут без капитана и его команды. Я считаю, что с точки зрения клиентского сервиса очень важно, чтобы люди, которые путешествуют на лайнерах, чувствовали себя защищенными и спокойными. Поэтому значительно лучше, чтобы на борту находились капитан и экипаж.

С другой стороны, искусственный интеллект поможет капитану лайнера быстрее принимать правильное решение, основываясь на анализе большого количества данных. Кстати, если проанализировать аварии на круизных лайнерах за последние десять лет, станет понятно, что главной причиной инцидентов был человеческий фактор. Системы на основе искусственного интеллекта, такие как AI Captain, в целом не должны делать подобных ошибок при правильной и объективной тренировке алгоритмов принятия решений

Когда Mayflower отправится в путешествие

В середине сентября беспилотный корабль Mayflower должен повторить исторический маршрут из Плимута в Великобритании до Плимута в американском штате Массачусетс. Если все пройдет успешно, Mayflower станет одним из первых полноразмерных и полностью автономных судов, которое смогло пересечь Атлантику. Старт плавания запланирован на 16 сентября 2020 года.

Интересно, что Mayflower будет использовать полностью автономную пограничную систему на базе Red Hat Enterprise Linux и новейших вычислительных решениях IBM. Поскольку корабль не будет иметь доступа к широкополосным соединениям – он будет обрабатывать данные локально. Это повысит скорость принятия решений и существенно сократит объем передаваемых и хранимых данных на судне.

Пограничные вычисления очень важны для создания автономного корабля, такого как Mayflower. Корабль должен понимать ситуацию, принимать разумные решения и действовать соответственно за минимальное время, даже при наличии перебоев со связью,
– рассказал Роб Хай, вице-президент и технический директор Edge Computing, IBM.

Как будет проходить плавание корабля Mayflower:

Особенности системы искусственного интеллекта AI Captain

В течение последних двух лет специалисты занимались разработкой моделей искусственного интеллекта корабля, используя больше миллиона морских изображений, собранных с камер в заливе Плимут-Саунд в Великобритании, а также базы данных с открытым исходным кодом. Теперь благодаря возможностям искусственного интеллекта и периферийным вычислительным системам IBM корабль Mayflower во время плавания сможет самостоятельно двигаться в открытом море.


Центр симуляции и управления миссиями автономного корабля Mayflower / Фото IBM

Система позволяет распознавать другие корабли, буйки и препятствия, такие как земля, волнорезы и мусор. Таким образом, технологический корабль будет способен "чувствовать", "мыслить" и действовать в динамичной среде — океане.

Ожидается, что корабль станет одним из первых полноразмерных и полностью автономных судов, которое сможет пересечь Атлантику. По мнению экспертов, успешная реализация этого проекта будет способствовать дальнейшему развитию автономных кораблей, а также трансформирует будущее научных морских исследований.

Больше новостей, касающихся событий из мира технологий, гаджетов, искусственного интеллекта, а также космоса читайте в разделе Техно