Самые популярные тезисы реформирования армии преимущественно сводятся к предложениям отправить в АТО сыновей президента и правительства в компании военкомов и штабных генералов; сменить руководство генштаба, которое перманентно всех сливает, и наказать всех коррупционеров. Перемен требуют кардинальных с положительными результатами уже сейчас.
Звучит красиво и справедливо, но бессмысленно с практической точки зрения. И не потому что все это не нужно. А потому что реформа, кроме таких зрелищных мероприятий, должна включать еще и немало скучной повседневной работы, результат которой проявится только со временем, и небольшую революцию в нашем сознании.
Почему нужны изменения
В конце июля в правительстве в очередной раз выдвинули идею отказаться от массового призыва. Первым ее озвучил глава МВД Арсен Аваков, который раскритиковал проведение очередной волны мобилизации, вручение повесток посреди улицы и отправку в армию контрабандистов.
По словам Авакова, армию надо немедленно переводить на контрактную основу и увеличить зарплату квалифицированным военным. Очень живо на это предложение отреагировал премьер-министр, поручив Минобороны посчитать, во сколько государственному бюджету обойдется мотивированное и хорошо обеспеченное войско. В Минобороны официальных подсчетов еще не объявили, но уже намекнули, что переход на контрактную форму сейчас не совсем уместен.
Попробуем разобраться во всем постепенно.
Что заставило главу МВД поднять тему армии — приближение местных выборов или реальные проблемы существующей системы — сказать трудно. Так же не очень понятно, почему об этом заговорил именно он, а не профильный министр. Впрочем, это не меняет того факта, что реформа нужна.
Результаты двух последних волн мобилизации, мягко говоря, неутешительные. О пятой волне Генштаб отчитался — выполнена на 90%. Но по данным СМИ, недобор составил 30%. Текущая шестая волна, судя по всему, недобирает еще больше. Призывников 2014 года нужно кем-то заменить, но количество добровольцев постепенно уменьшается, количество уклонистов растет. На этом фоне переход на профессиональную контрактную армию выглядит вполне логичным.
Действительно, служба по контракту в мирное время является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Профессиональные солдаты обычно лучше призывников справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.
Но, во-первых, профессиональная и контрактная армия — не одно и то же. Профессионалом военнослужащий может считаться уже когда он получил достаточное количество соответствующих навыков. Как правило, это происходит уже ближе к концу срока его контракта. Для того, чтобы контрактная армия стала еще и профессиональной, военного нужно стимулировать продолжить этот контракт еще на один срок. А с системой стимулов у нас пока серьезные проблемы.
Во-вторых, каждая из стран, которая имеет хотя бы намек на проблемы со своими соседями, может на пальцах разъяснить, почему нельзя отказываться от срочной службы. Шансов на то, что Россия с ее воинственными настроениями куда-то отодвинется от украинских границ, будем откровенны, немного. Учитывая это, а также такие факты, как, например, недофинансирование оборонной отрасли, текущее материальное обеспечение личного состава не более чем на 60% и потребность изготовления боеприпасов для того же личного состава, говорить о чисто профессиональной контрактной армии сейчас не стоит.
Даже 5% от валового внутреннего продукта, которые обещают заложить в госбюджет 2016 на оборонные расходы, для нее будет мало. Поэтому существующую срочную службу нужно менять, совершенствовать, но все же оставлять.
Что нужно менять
Один из самых болезненных вопросов — система отбора и военкоматов. Нужно обновить базы данных призыва. Нынешние волны мобилизации показали, что ключевая причина недобора заключается в том, что многих призывников банально не могут найти. Кто-то находится на заработках в Европе, кто-то там же скрывается от мобилизации, кто-то уехал в отпуск. В некоторых регионах картотеки не только не обновлялись, но и целенаправленно уничтожались.
Как результат — в погоне за выполнением плана на фронт отсылают и тех, кто не желает служить, и "аватаров".
Еще с момента завершения первой волны мобилизации в январе 2015 года ведомство обещает создать реестр уклонистов, резервистов и призывников, который бы позволял отслеживать перемещение лиц, подлежащих мобилизации.
Но дальше обещаний дело пока не дошло. Более-менее юридическая конкретика ограничилась заявлением министра обороны о том, что законопроект о создании электронного реестра резервистов одобрен и готов к отправке в парламент. Когда именно он будет туда направлен, проголосован и подписан президентом — неизвестно. Других же нормативно-правовых актов, которые бы регулировали создание реестра уклонистов, резервистов и призывников и регулировали порядок внесения, хранения и использования данных таких реестров в Украине, нет.
Обновления требуют и ограничения для службы по состоянию здоровья. Как минимум, следует дать возможность людям непригодным для служб в боевых частях, реализовать свои способности и навыки в военной системе. Предусмотреть для них возможность службы в инженерных подразделениях, например.
Еще один момент — военную службу нужно сделать более привлекательной для молодежи. Руководитель Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко заявил, что инициирует введение краткосрочных контрактов (от 6 месяцев) для военнослужащих, призванных по мобилизации. По его словам, это позволит всем желающим оценить "преимущества прохождения военной службы по контракту" и продолжить этот контракт, если эти преимущества призывникам понравятся. Учитывая текущие реалии, вряд ли на продление контракта выстроятся огромные очереди желающих.
Поскольку говорить о финансовой привлекательности военной службы пока не приходится, нужно создать реально работающую систему льгот, которая будет включать широкий спектр всего — начиная от получения жилья, заканчивая страхованием жизни, получением образования и медицинским обеспечением.
Нужно навести порядок в процессе подготовки кадрового состава и инструкторов. С одной стороны, украинские военные активно учатся у западных партнеров. Но все равно обучение требует времени. С другой — встретить талантливого и хорошо обученного командира в учебном центре — это вопрос характера. Вопрос того, что человек, который имеет фантастический боевой опыт, не всегда может передать этот опыт другим людям, как правило, не учитывается.
Плюс, инструкторы нужны буквально во всем, начиная с тактической медицины, заканчивая обслуживанием американских бронеавтомобилей.
Нужно уделить внимание созданию кадрового резерва. В стране необходимо построить систему военной подготовки населения, которая сможет обеспечить минимально необходимый начальный уровень обучения.
В конце концов, нужно утвердить военную доктрину и документы, на основе которых могла бы быть осуществлена реформа армии — государственную программу развития Вооруженных сил, государственную программу развития вооружения и военной техники и государственную программу развития оборонно-промышленного комплекса.
Учитывая все выше перечисленное, говорить о том, что реформирование армии даст результаты уже завтра, не приходится. Для этого нужно время. Но это не значит, что не нужно откладывать перемены к лучшему. По той же причине — для того, чтобы их увидеть нужно время.
В конце концов, эксперты утверждают, что реализация курса на профессиональную армию займет у Украины значительно меньше времени, чем у других стран — всего 4 года. По той причине, которую сейчас называют главным препятствием реализации реформ - из-за войны. В отличие от других отраслей, на профессионализме армии она сказывается положительно. Этим стоит воспользоваться.