Краудфандинг для бизнеса: как работает и эффективный ли он в Украине

28 ноября 2021, 17:26
Читати новину українською

Источник:

The Page

Привлечение средств от большого количества посторонних лиц с целью финансирования бизнес-проектов называется краудфандингом. В Украине такой вид инвестиций на протяжении последних лет постепенно приобретает популярность.

Основными направлениями краудфандинга в Украине сейчас являются сборы средств на благотворительные или социальные проекты и на реализацию творческих или бизнес-идей. Об актуальном состоянии и возможностях такого вида финансирования – далее в материале.

Читайте также Как организовать промокампанию на раз-два-три: легко, быстро, точно

Краудфандинг в Украине

Совместное финансирование является сравнительно новой практикой на территории нашего государства, однако уже имеет определенную историю и положительный опыт. Главные отличия отечественного краудфандинга от мировых трендов этой отрасли заключаются в отсутствии законодательного регулирования, существующего, например, в США.

В настоящее время в Украине созданы специализированные краудфандинговые онлайн-платформы, выступающие посредниками между авторами проектов и спонсорами, а финансирование на таких площадках в основном осуществляется на благотворительной основе.

Как это работает

Спонсор может извлекать личную выгоду, однако не всегда финансовую – это может быть сувенир или экземпляр созданного краудфандинговым проектом товара. Такие площадки работают в двух форматах:

  • Все или ничего. Автор проекта получает средства, если удалось собрать 100% заявленной суммы. Если идею не поддержало достаточное количество инвесторов, то деньги возвращаются спонсорам.
  • По гибкой системе. Автор получает средства, если проект собрал определенную часть желаемого – чаще всего от 50% заявленной суммы.

Важно Резервное копирование и восстановление: как бизнесу уберечься от потери данных

Популярные платформы

Украинцы используют как международные, так и отечественные краудфандинговые платформы. Впрочем, наиболее популярной на сегодняшний день является международная –  Kickstarter. Площадку запустили в 2009 году, и на ней зарегистрировано наибольшее количество спонсоров. Однако украинцы не могут выставить собственный проект на Kickstarter самостоятельно.

Обратите внимание!  Kickstarter официально работает в таких странах: США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нидерланды, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Гонконг, Сингапур, Мексика, Япония, Польша, Греция и Словения.

Для краудфандинга на Kickstarter украинцам нужно привлекать резидента одной из вышеупомянутых стран. Он открывает счет в местном банке, куда будут поступать средства, а также платит с него необходимые налоги и комиссии.

Преимущества краудфандинговых платформ

  • Расходы средств по целевому назначению. По правилам большинство сайтов не позволяют тратить средства меценатов на нужды, не указанные в проекте.
  • Широкий охват. На краудфандинговых площадках можно реализовать как бизнес-идеи, так и социальные или благотворительные проекты.
  • Прозрачность. Полная информация о проектах доступна каждому.
  • Нацеленность на результат. Каждый владелец проекта полностью отчитывается о том, на каком этапе находится реализация его дела. В случае провала продукта после выхода на рынок деньги остаются у автора проекта. Если же он не стал заботиться о проекте после получения средств, деньги возвращаются к владельцам.
  • Доступность. Обычно минимальный порог присоединения к проектам отсутствует. Инвестировать можно, имея только доступ к интернету и немного свободных средств.
  • Простота в использовании. Краудфандинговые платформы обеспечивают самый простой и понятный для обычного пользователя интерфейс, без подписания большого количества документов или личного присутствия.

Обычно краудфандинговые площадки взимают комиссию за поднятые инвестиции – около 10 – 15% от общей суммы.

Интересно Бионаучный стартап с украинскими основателями привлек 350 тысяч долларов: на что потратят деньги

Зачем это бизнесу

Для украинского бизнеса краудфандинг – это, прежде всего, возможность привлечь нужные ресурсы на условиях благотворительных взносов. В таком случае автор бизнес-проекта может реализовать задуманное с минимальными личными инвестициями или вообще без них.

Кроме того, такой формат привлечения средств может пригодиться, если у вас уже есть готовый продукт, и вам необходимо его протестировать. Или вы хотите выпустить целую продуктовую линейку без собственных вложений или кредитов.

Краудфандинг сегодня открывает широкие возможности как для предпринимателей, так и для инвесторов. Благодаря ему можно создать или влиться в существующий бизнес, вложив комфортную вам сумму средств.