Основными направлениями краудфандинга в Украине сейчас являются сборы средств на благотворительные или социальные проекты и на реализацию творческих или бизнес-идей. Об актуальном состоянии и возможностях такого вида финансирования – далее в материале.
Читайте также Как организовать промокампанию на раз-два-три: легко, быстро, точно
Краудфандинг в Украине
Совместное финансирование является сравнительно новой практикой на территории нашего государства, однако уже имеет определенную историю и положительный опыт. Главные отличия отечественного краудфандинга от мировых трендов этой отрасли заключаются в отсутствии законодательного регулирования, существующего, например, в США.
В настоящее время в Украине созданы специализированные краудфандинговые онлайн-платформы, выступающие посредниками между авторами проектов и спонсорами, а финансирование на таких площадках в основном осуществляется на благотворительной основе.
Как это работает
Спонсор может извлекать личную выгоду, однако не всегда финансовую – это может быть сувенир или экземпляр созданного краудфандинговым проектом товара. Такие площадки работают в двух форматах:
- Все или ничего. Автор проекта получает средства, если удалось собрать 100% заявленной суммы. Если идею не поддержало достаточное количество инвесторов, то деньги возвращаются спонсорам.
- По гибкой системе. Автор получает средства, если проект собрал определенную часть желаемого – чаще всего от 50% заявленной суммы.
Важно Резервное копирование и восстановление: как бизнесу уберечься от потери данных
Популярные платформы
Украинцы используют как международные, так и отечественные краудфандинговые платформы. Впрочем, наиболее популярной на сегодняшний день является международная – Kickstarter. Площадку запустили в 2009 году, и на ней зарегистрировано наибольшее количество спонсоров. Однако украинцы не могут выставить собственный проект на Kickstarter самостоятельно.
Для краудфандинга на Kickstarter украинцам нужно привлекать резидента одной из вышеупомянутых стран. Он открывает счет в местном банке, куда будут поступать средства, а также платит с него необходимые налоги и комиссии.
Преимущества краудфандинговых платформ
- Расходы средств по целевому назначению. По правилам большинство сайтов не позволяют тратить средства меценатов на нужды, не указанные в проекте.
- Широкий охват. На краудфандинговых площадках можно реализовать как бизнес-идеи, так и социальные или благотворительные проекты.
- Прозрачность. Полная информация о проектах доступна каждому.
- Нацеленность на результат. Каждый владелец проекта полностью отчитывается о том, на каком этапе находится реализация его дела. В случае провала продукта после выхода на рынок деньги остаются у автора проекта. Если же он не стал заботиться о проекте после получения средств, деньги возвращаются к владельцам.
- Доступность. Обычно минимальный порог присоединения к проектам отсутствует. Инвестировать можно, имея только доступ к интернету и немного свободных средств.
- Простота в использовании. Краудфандинговые платформы обеспечивают самый простой и понятный для обычного пользователя интерфейс, без подписания большого количества документов или личного присутствия.
Обычно краудфандинговые площадки взимают комиссию за поднятые инвестиции – около 10 – 15% от общей суммы.
Интересно Бионаучный стартап с украинскими основателями привлек 350 тысяч долларов: на что потратят деньги
Зачем это бизнесу
Для украинского бизнеса краудфандинг – это, прежде всего, возможность привлечь нужные ресурсы на условиях благотворительных взносов. В таком случае автор бизнес-проекта может реализовать задуманное с минимальными личными инвестициями или вообще без них.
Кроме того, такой формат привлечения средств может пригодиться, если у вас уже есть готовый продукт, и вам необходимо его протестировать. Или вы хотите выпустить целую продуктовую линейку без собственных вложений или кредитов.
Краудфандинг сегодня открывает широкие возможности как для предпринимателей, так и для инвесторов. Благодаря ему можно создать или влиться в существующий бизнес, вложив комфортную вам сумму средств.