Кому субсидию: как правительство будет помогать украинцам оплачивать "коммуналку"
В сентябре правительство снова поднимает коммунальные тарифы для населения. Это приведет к увеличению количества семей, которые обратятся за субсидиями, а следовательно – и к увеличению бюджетных затрат на социальную помощь украинцам. Насколько эффективна такая политика Кабмина и как это влияет на развитие экономики – разбирались журналисты сайта "24".
Цифры в платежках вырастут вдвое
С 1 сентября для украинцев повышаются цены на электроэнергию. Теперь придется платить 71,4 копейки, если вы потребили в течение месяца до 100 кВт/ч, и 1,29 гривны – если от 100 до 600 кВт/час. Это автоматически повлечет за собой увеличение количества семей, нуждающихся в социальной помощи. Ведь наступает отопительный сезон и если до повышения сумма в платежках граждан в среднем составляла 1550 грн, то осенью она вырастет в 1,5-2 раза и составит 2500 грн. Для большинства украинских семей эта сумма станет неподъемной.
Правительство после майского повышения тарифов на газ было вынуждено увеличить расходы на субсидии до 40 миллиардов гривен. Теперь же, как отметил сам министр социальной политики Андрей Рева, количество семей, которые обратятся за помощью, возрастет с 6 до 9 миллионов. То есть вырастут и бюджетные расходы на субсидии – минимум в 1,5 раза, до 55-60 миллиардов гривен. А, возможно, и еще больше – до 80 миллиардов. По мнению директора аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александра Сергиенко, цифра, которую назвал Рева – 9 миллионов семей — это розовые мечты министра соцполитики, на самом деле нужно ожидать минимум 10, а, возможно, и 11 миллионов семей, которые обратятся за помощью.
Почти 6 миллионов семей уже получают субсидию из-за повышения цен на газ
Это довольно существенное нагрузки на госбюджет и, как отметил экономический эксперт Андрей Новак, для того, чтобы обеспечить всех субсидиями, придется сократить другие бюджетные статьи. В частности, не будут адекватно повышаться другие социальные платежи, урежутся расходы на капитальное строительство или ремонт жилищно-коммунального фонда. Не говоря уже о зарплатах и пенсиях.
И, несмотря на такую ситуацию, правительство Владимира Гройсмана не планирует снижать коммунальные тарифы для населения, поскольку считает, что таким образом борется с коррупцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В то же время, по мнению Новака, такая политика предоставления субсидий – это прямое перекачивание средств из Госбюджета к монополистам, поставляющим газ, электроэнергию и предоставляющим коммунальные услуги. Ведь люди на руки эти деньги не получают.
Вместо повышения зарплат – субсидии
Рост цен на "коммуналку" приведет не только к тому, что станет больше семей, которые обратятся за помощью. Это также увеличит неплатежи за услуги ЖКХ, соответственно, бюджет недополучит деньги. На практике это означает, что ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства останется, в лучшем случае, неизменной. Но, скорее всего, ухудшится. Нет денег – нет соответствующего качества услуг, да и самих услуг как таковых. В частности, в Киеве эксперты уже прогнозируют зимой определенный коллапс из-за того, что по причине конфликта "Киевэнерго" и НАК "Нафтогаз-Украина" летом не провели профилактические работы теплотрасс, а это грозит постоянными прорывами труб с наступлением холодов.
Однако, не смотря на такую критическую ситуацию, Кабмин пока что не хочет менять критерии предоставления субсидий и сделать их более жесткими. Речь об адресности социальной помощи, чтобы уменьшить количество субсидий. Даже в правительстве признают, что в 2016 году за субсидией не обратился только ленивый. Проблема в том, что далеко не все украинцы, которые получили субсидии, на самом деле в них нуждаются. Некоторые даже – конечно, не с хорошей жизни – идут на определенные хитрости. В частности, официально увольняются с работы или же переходят на минимальную зарплату, а вторую ее часть получают "в конверте". В то время как основное бремя ложится на тех, кто не имеет такой государственной помощи и платит по полной программе.
И чиновники не хотят менять такую фактически популистскую политику, чтобы, во-первых, хоть как-то сохранить уровень доверия населения. Во-вторых, не вызвать недовольство украинцев и очередных акций протеста. Но такой популизм – тупиковый путь. На том, чтобы изменить эту систему, настаивают и в МВФ, и во Всемирном банке.
Правительство за счет субсидий наполняет карманы олигархов?
Процент населения, которое обращается к государству за субсидиями, не должен превышать 10% семей. Система субсидий работает, когда их процент находится на уровне 10-15%. Это нормальный показатель, который свидетельствует о том, что государство занимается гражданами, которые требуют реальной помощи. Остальные граждане должны быть способны зарабатывать сами,
– отметила эксперт по энергетическим вопросам, член Коллегии Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению Мария Яковлева.
Читайте также: Сколько украинцев получают субсидии: интересная статистика
Как отметил в комментарии сайту Александр Сергиенко, когда субсидии получает 2/3 населения, то это не социальная помощь малообеспеченным слоям, а государственная дотация предприятиям-монополистам, которые предоставляют услуги населению. Деньги идут напрямую именно к поставщикам услуг.
Политический эксперт Олесь Доний отмечает, что вместо субсидий государство должно обеспечить рост пенсий и зарплат.
Вопрос в том, что правительство не ставит себе за цель повышение благосостояния населения. А это – основная задача Кабмина. В частности, это может происходить из-за повышения зарплат и пенсий. Тогда человек сам решает, на что в первую очередь можно тратить деньги из семейного бюджета,
– считает он.
При этом Доний считает, что субсидирование не решает финансовых проблем населения, а лишь способствует обогащению кучки олигархов.
По мнению Андрея Новака, чтобы уменьшить количество субсидий, нужно хотя бы индексировать на показатель инфляции социальные платежи. Тогда домохозяйства смогут оплачивать такие высокие коммунальные тарифы. Но, по его мнению, сделать это быстро невозможно. Индексировать нужно было постепенно в течение 2014-2015 годов.
Проблема в том, что такая популистская политика Кабмина, который якобы, повышая тарифы, борется с коррупцией, а также стимулирует население к энергосбережению, имеет противоположный эффект.
Есть противоречия в этой формуле "тарифы-субсидии". Семьи, которые не получают субсидии, потребляют на 40% газа меньше, чем те, кто имеет такую помощь. То есть семья, получившая субсидию, не имеет никаких стимулов к экономии природных ресурсов. Наоборот, ей выгодно полностью исчерпывать свой лимит, чтобы в следующем году снова получить субсидию,
– подчеркивает Сергиенко.
Собственно, не развивается и украинская экономика. Для нее программа субсидий, отмечает Александр Сергиенко, – это нож под горло. Из-за высоких тарифов покупательская способность украинцев падает. Покупают что-то дешевое, китайское. Для отечественной экономики это означает отсутствие необходимости что-то производить. А если люди не покупают, то и экономика не развивается.
Но правительство отказывается изменить систему. Вместо того, чтобы постепенно увеличивать пенсии и зарплаты, подкупают украинцев субсидиями и фактически обогащают олигархов. При этом украинская экономика продолжает падать в пропасть, а реформы остаются только на словах.
Как влияет на экономику программа субсидий? Мнение экспертов
Андрей Новак, экономический эксперт
Система субсидий, которая сегодня действует в Украине, – это прямое перекачивание средств из Госбюджета к монополистам, поставляющим газ, электроэнергию и предоставляют коммунальные услуги, ведь люди на руки эти деньги не получают и не заинтересованы в экономном потреблении.
Кроме того, суммы в 40 миллиардов гривен, которая предусмотрена в бюджете на субсидии, может не хватить, чтобы оказать помощь тем украинским семьям, которые в ней нуждаются. Эта сумма рассчитывалась для другого количества тех, кто подал заявление на такую помощь, – чуть больше 5 миллионов украинцев. Но из-за очередного этапа повышения цен на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги, по разным прогнозам, количество таких семей может увеличиться до 9 миллионов. То есть, сумму субсидии нужно будет существенно увеличивать. Как минимум – в полтора раза.
Увеличение расходов на субсидии приведет к сокращению других бюджетных статей. В частности, не будут адекватно повышаться социальные платежи, урежутся расходы на капитальное строительство или ремонт жилищно-коммунального фонда.
Чтобы уменьшить количество субсидий, нужно хотя бы индексировать на показатель инфляции социальные платежи – тогда домохозяйства смогут оплачивать такие высокие коммунальные тарифы. Но, по мнению Новака, сделать это быстро невозможно. Индексировать нужно было постепенно в течение 2014-2015 годов.
Правительство Арсения Яценюка, как известно, избрало так называемую политику "затягивания поясов" – то есть замораживание социальных платежей. Но цены при этом были, конечно, не "заморожены", а росли высокими темпами. И сейчас мы оказались в ситуации, когда подавляющее большинство семей не может оплатить новые тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ. Поэтому возникла потребность в механизме субсидий, который мало чем помогает. Ведь это только частично покрывает рост цен на коммуналку. А цены же повысились на все товары и услуги. Поэтому имеем в результате резкое падение реальных доходов, уровня жизни подавляющего большинства украинских граждан.
Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра "Институт города"
Когда субсидии получает две трети населения, то это не социальная помощь малообеспеченным слоям, а государственная дотация предприятиям-монополистам жилищно-коммунального комплекса. Деньги идут напрямую именно к поставщикам услуг. Изменилось только название. Дотации назвали субсидиями.
Количество семей, которые обратятся за субсидиями с началом отопительного сезона, которое назвал министр социальной политики Андрей Рева – 9 миллионов – это его розовые мечты. Стоимость услуг выросла почти вдвое. Поэтому нужно ожидать минимум 10, а, возможно, и 11 миллионов домохозяйств, которые подадут заявку. Это при том, что всего в Украине 15 миллионов домохозяйств. То есть 2/3 населения признает себя бедными и обратится за помощью.
На самом деле смысл субсидии заключается в том, чтобы за счет повышения тарифов часть этих денег направлять на помощь тем, кто не может оплатить услуги. В Украине, к сожалению, едва ли не все население не может платить и будет получать субсидию.
Трагедия в том, что те 10% украинцев, которые не получают субсидию, будут поставлены на грань выживания. Суммы платежей сейчас сравнялись с доходами населения. Средняя пенсия в 2015 году составляла 1 700 грн. Это жизненная катастрофа.
Для экономики – это нож у горла. Из-за высоких тарифов падает покупательская способность украинцев. Покупают что-то дешевое, китайское. Для отечественной экономики это означает отсутствие необходимости что-то производить. А если люди не покупают, то и экономика не развивается.
Кроме того, есть противоречия в самой формуле "тарифы-субсидии". Семьи, которые не получают субсидии, потребляют на 40% газа меньше, чем те, кто имеет такую помощь. То есть, семья, получившая субсидию, не имеет никаких стимулов к экономии природных ресурсов. Наоборот, ей выгодно полностью исчерпывать свой лимит, чтобы в следующем году снова получить субсидию.
То есть, с одной стороны, тарифы стимулируют население к экономии, с другой, субсидии способствуют тому, что люди активнее потребляют газ, другие энергоресурсы и воду. Это вступает между собой в конфликт. Система тарифообразования такая, что она не стимулирует предприятия к энергосбережению, наоборот – надо тратить больше ресурсов, тогда будут больше прибыли.
Это комплексная проблема. Как только правительство начнет думать о населении, а не о том, как обогатить олигархов, тогда можно начинать что-то делать.
Читайте также: Осень на пороге: чего украинцам стоит ожидать в ближайшее время?