Квест "урвать субсидию": о новом в субсидировании
Количество получателей соцпомощи может повыситься почти вдвое - с 5,5 миллионов домохозяйств сейчас до 9 миллионов в отопительный сезон. Кабинет министров официально предусматривает в государственном бюджете на 2017 год не менее 52 млрд гривен на жилищные субсидии. Но с ними не все гладко – начиная от реально необходимых средств, завершая сложной и забюрократизированной процедурой их получения.
Какие вопросы еще нужно урегулировать и сколько же на самом деле нужно средств из государственного бюджета, чтобы соцпомощью воспользовались все, для кого она законодательно предусмотрена — читайте дальше.
О ком из социально незащищенных украинцев забыли
Кабмин установил, что пенсионерам, которые прекратили работать в этом году и не имеют других доходов, кроме пенсии, при расчете размера субсидии соцслужбы не будет учитывать доход за весь прошлый год — будет учитываться только размер ежемесячной пенсии. Так правительство отреагировало на жалобы украинцев, которые в прошлом году работали и получали заработную плату (или и зарплату, и пенсию), а в этом году по разным причинам имеют один вид дохода — пенсию.
Итак, один из вопросов таки решен — теперь всем неработающим пенсионерам субсидия будет назначаться, исходя только из размера их ежемесячной пенсии, а не совокупного дохода за весь 2015 год. Это положительный шаг, который, разумеется, избавит от головной боли часть пенсионеров.
Однако никто не отменял силу других процедурных проблем, связанных с оформлением соцпомощи, в частности, для безработных. Так, по последней новации правительства, в этом году так называемый "виртуальный доход" увеличился вдвое. То есть предполагается, что, несмотря на ваш статус "безработного", по крайней мере какую-то сумму на жизнь вы должны получать. Если в прошлом эта "виртуальная" сумма приравнивалась к минимальной зарплате, сейчас же правительство определило, что это будет две "минималки" — 2900 грн, а с 1 декабря 2016 года — 3200 грн. То есть, правительство само признает, что на одну "минималку" в Украине на сегодня прожить невозможно и считает, что доход безработного человека за год увеличился более чем вдвое.
Обычный безработный (не пенсионер), обратившись за субсидией, должен подать декларацию о доходах за предыдущий год. При рассмотрении заявления социальная служба учитывает его прошлогодний доход, которого человек уже не имеет, поскольку потерял работу — разве это социальная справедливость?
— пояснил руководитель "Открытого аудита" Максим Гольдарб.
В то же время количество безработных в Украине продолжает уверенно приближаться к отметке в почти 2 миллиона человек (по методологии Международной организации труда).
Недешевые покупки
Государство считает, что если вы совершаете покупки на 50 тысяч гривен и выше, значит, вы состоятельный человек, который может обойтись без социальной помощи государства. Причем все равно, что те или иные покупки вы осуществляете в силу обеднения и для экономии.
Например, семья решила переехать из 3-комнатной квартиры в 1-комнатную, потому что ей банально не хватает на жизнь. Она решила сэкономить и для себя, и для государства, не перекладывая на нее оплату коммунальных услуг в большом доме. Однако это никак не поощряется — о субсидиях человек должен забыть.
Прописка и родственные связи
Еще одной проблемой является определение круга лиц, которых относят к одному домохозяйству. Еще с советских времен у нас распространена практика, когда пожилые люди прописывают в собственном жилье детей, живут отдельно. При этом службы социальной защиты считают всех прописанных лиц одним домохозяйством и, исходя из этого, определяют совокупный доход домохозяйства. В результате пожилые люди, которые обычно требуют субсидии, лишаются этого права, поскольку к их доходам соцслужбы добавляют доход их детей, которые фактически живут отдельно. Такие жалобы от граждан постоянно поступают в адрес общественного движения "Тарифная мобилизация".
Министр соцполитики Рева заявил, что эту проблему уже решают — на основании акта обследования, который и должен расставить все по своим местам. Однако, по мнению юристов "Тарифной мобилизации", можно было бы обойтись обычной справкой из ЖЭКа, ОСМД или управляющей компании о том, что в доме, кроме пенсионеров, действительно никто не живет. Не обязательно создавать комиссию и все усложнять, ведь до прихода проверяющих, при желании, можно подготовиться. Процесс проверки же может затянуться на месяцы, в течение которых вам придется платить полную стоимость коммуналки.
Бюджетные средства на "субсидионное счастье"
Перед повышением тарифов ожидалось, что государственную поддержку для защиты от повышения тарифов за счет существующих и новых программ социальной помощи будут получать в общей сложности 4,5 миллиона семей. Причем правительство прогнозировало, что, потратив лишь часть средств, предусмотренных на субсидии, оно сможет финансировать дополнительные программы социальной помощи, которые будут способствовать снижению бедности.
Что же имеем сегодня? По последним данным, в этот отопительный сезон около 9 миллионов семей (50% населения) станут получателями субсидий.
Наиболее острым вопросом остается бюджет 2017 года, к которому планируется заложить на субсидии только 52 миллиарда гривен. В бюджете-2016 года предусматривалось 40 милиардов, эта сумма рассчитывалась по старым тарифам и при количестве субсидиантов в 4,5 миллиона семей. Но тарифы увеличились вдвое, поэтому расходы государства в 2017 году должны повыситься до 80 миллиардов для компенсации роста тарифов.
Итак, если количество субсидиантов увеличится с 4,5 до 9 миллионов семей, то расходы государства должны составить аж 160 миллиардов гривен. Вместе с тем, в планах заложить лишь 52 миллиарда, а остальные — 108 миллиардов гривен — людям, очевидно, придется искать "под матрасами и подушками".
Кроме того, вызывают беспокойство заявления отдельных депутатов от провластных фракций относительно направления еще не полученной очередной финансовой помощи в рамках сотрудничества с МВФ на покрытие субсидийных расходов. Разумеется, если эти деньги просто растворятся на счетах частных компаний-производителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг, то ни о каком развитии экономики или росте ВВП говорить не придется, зато о еще большей долговой яме для Украины — вполне.
Публикация подготовлена на основе информации общественной организации "Общественный аудит".