Что должен делать ассистент учителя в инклюзивном классе: обязанности
В Украине есть много школ с инклюзивными классами, где вместе с другими учениками учатся один или несколько детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому для работы в таком классе в школе также появляется ассистент учителя. Каковы его функции и обязанности – читайте в материале.
Так, главная задача ассистента учителя – помогать учителю или воспитателю учить детей с ООП, рассказала психолог в области развития эмоционального интеллекта Елена Черныш изданию "ВсеОсвіта".
Интересно В украинских школах более 17 тысяч инклюзивных классов
К тому же, ассистент учителя должен работать не только с одним ребенком, который имеет особые образовательные потребности, но и со всем классом или группой. То есть ассистент учителя и учитель – это команда, которая должна научиться работать вместе и не конкурировать между собой.
Отметим, что недельная нагрузка ассистента учителя составляет 25 часов, то есть 5 часов в день. Подчиняется он непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе или методисту ЗДО.
- Что должен уметь ассистент учителя:
- применять профессиональные знания в практической деятельности, осуществлять педагогическое сопровождение ребенка с ООП в условиях инклюзивного обучения;
- вместе с другими специалистами составлять и реализовывать индивидуальную программу развития ребенка;
- вести наблюдение и анализировать динамику развития ученика;
- налаживать взаимоотношения между всеми учениками;
- заниматься посреднической деятельностью в сфере воспитания и социальной помощи.
Обязанности ассистента учителя
- Организационные:
- помогает в организации обучения в классе или группе с инклюзивным обучением;
- оказывает помощь учащимся / воспитанникам с ООП в организации рабочего места;
- проводит наблюдение за ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;
- помогает концентрировать внимание, способствует самоконтролю ученика;
- обеспечивает вместе с другими работниками здоровые и безопасные условия образовательного процесса и труда;
- ведет установленную педагогическую документацию.
- Учебно-развивающие:
- сотрудничая с учителем / воспитателем, предоставляет образовательные услуги, направленные на удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
- осуществляет социально-педагогическое сопровождение детей с ООП, заботится о профессиональном самоопределении и социальной адаптации;
- способствует развитию детей с ООП, улучшению их психоэмоционального состояния;
- стимулирует развитие социальной активности детей, способствует выявлению и раскрытию их способностей, талантов, дарований;
- создает образовательные ситуации, атмосферу оптимизма и уверенности в своих силах и будущем.
- на основе изучения актуального и потенциального развития ребенка принимает участие в разработке индивидуальной программы развития.
- Консультативные:
- постоянно общается с родителями, оказывая им необходимую консультативную помощь;
- информирует членов команды сопровождения и родителей о достижениях ученика.
К слову, ассистент учителя – это человек, который сопровождает ученика не только в учебном процессе, но и постоянно мониторит состояние развития ребенка, уровень усвоения знаний и информирует об этом окружение – родителей, педагогов и тому подобное.
Ассистент учителя должен быть единой командой с учителем: они должны постоянно контактировать между собой, обмениваться информацией и пытаться найти те подходы, которые помогут ребенку усвоить учебный материал.
- Ассистент учителя несет ответственность за:
- жизнь и здоровье детей с ООП и других детей класса / группы, соблюдение их прав и свобод, определенных законодательством Украины;
- ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, определенных должностной инструкцией;
- нарушение трудовой дисциплины;
- совершение проступков, несовместимых с работой на должности педагогического работника;
- причинение материального ущерба заведению
Интересно, что концепция развития инклюзивного образования была утверждена в 2010 году, однако такие понятия как "инклюзивное обучение", "ребенок с особыми образовательными потребностями", "индивидуальный план развития" в законе об образовании закрепили лишь в 2017 году.