Ребенку не нравится школа: что делать родителям
Современные школьники большую часть своего дня проводят в школе. Поэтому важно, чтобы им было комфортно и интересно получать знания.
Но нередко бывает и так, что ребенок, идя в школу, понимает, что ему там не нравится. Это может произойти как за несколько недель обучения, так и посреди учебного года, отмечает 24 Канал со ссылкой на "Освиторию".
Читайте Школа или колледж: куда стоит идти учиться после 9 класса
И здесь очень важно, чтобы родители поняли причины такого дискомфорта, ведь это может быть совсем не об учебе. Почему ребенку может не подойти та или иная школа, как родителям найти безопасное и комфортное решение, если проблема усугубляется, рассказываем в материале.
Почему ребенку может не нравиться школа?
Очень важно понимать: есть дети, для которых офлайн-обучение – это скучная дорога в морозную погоду и в полумраке в школу и обратно вместо приятного досуга. Для них это часто кажется упущенным временем и, в конце концов, воспринимается не как возможность, а как рутинная обязанность, забирающая энергию.
Поэтому для начала родителям стоит понять основные причины, по которым ребенок может не любить свою школу.
1. Эмоциональные и психологические причины:
- тревожность, страх перед новыми условиями;
- низкая адаптивность к большому количеству людей;
- высокая чувствительность к шуму и темпу уроков;
- неуверенность в себе, страх попросить о помощи.
Иногда жизнь ребенка настолько смещается в виртуальное пространство, что ему становится трудно или просто не хочется отрываться от гаджета. На этом фоне обычная повседневная жизнь кажется менее интересной и даже вызывает раздражение.
Дистанционный формат образования становится более удачным решением для таких детей, убеждают психологи. И отмечают: в этом нет ничего плохого, особенно если ребенок еще в начальной школе. Но стоит обеспечить малышам общение, прогулки, спорт.
2. Социальные причины:
- конфликты с одноклассниками;
- буллинг;
- недоразумения с педагогами;
- сложности с групповой работой или коллективным темпом.
Самой типичной причиной для подростка, который не любит школу, может стать ссора с кем-то. Даже перепалка со вчерашним другом может стать причиной напряжения в коллективе. Или же школьник может не сойтись характером с определенным учителем.
Также стоит обратить внимание на тип личности вашего ребенка: он может быть интровертом, поэтому легко устает от общения и чувствует себя значительно спокойнее наедине. Иногда ребенку просто сложно выстраивать контакт со сверстниками, и это создает ежедневное эмоциональное давление. Со временем такие ситуации могут формировать неуверенность и внутренние барьеры.
Худший случай – буллинг в классе. Ребенок может даже не быть жертвой издевательств, а просто свидетелем и не знать, как действовать в такой ситуации.
3. Академические причины
- слишком высокие или слишком низкие требования;
- отсутствие индивидуального подхода;
- перегрузка домашними заданиями;
- быстрый или медленный темп объяснения материала.
Часто в начальной школе дети, которые еще не сталкиваются с оцениванием, уверены, что станут отличниками. Поэтому первая низкая оценка может быть для них неприятной неожиданностью. Особенно если учитель ведет себя "по старинке": например, упрекает неудачами или стыдит при других.
С этим ребенок еще может справиться. А вот когда родители начинают ругать его за плохие оценки, это может привести к тотальному нежеланию посещать школу.
Бывает и такое, что ребенок не успевает учиться в общем темпе и требует индивидуального подхода.
4. Организационные причины
- ранний подъем, длительная дорога в школу;
- неудобный график;
- общая усталость, которая накапливается.
Иногда причина нежелания посещать учебное заведение очень простая, но весомая: для ребенка возвращение в школу ассоциируется с ранними подъемами, а по своим биологическим часам он – "сова". Возможно, дорога к учебе занимает у него более часа, что особенно трудно для 6 – 10-летних детей.
Иногда школьники во время дистанционных занятий осознают, что дома могут учиться быстрее, интереснее, удобнее, чем в привычном классно-урочном режиме. Они объясняют это тем, что не надо считать минуты до конца урока, отвлекаться на шум одноклассников и тому подобное. В конце концов, дети стремятся учиться в собственном темпе, а не в том, в котором им говорят учителя. Если ваш ребенок ладит с самодисциплиной, удаленный формат обучения создаст для него дополнительные возможности.
Если же есть родители, которые считают вышеперечисленные проблемы незначительными, или думают, что все как-то наладится, стоит помнить о потенциальных последствиях для ребенка:
- хроническая тревожность и эмоциональное истощение;
- падение самооценки и уверенности в собственных силах;
- снижение успеваемости, отказ выполнять домашние задания;
- протестное поведение, замкнутость или агрессивность;
- стойкое нежелание учиться.
Что делать родителям в случае проблемы?
Если ваш ребенок столкнулся хотя бы с одной из вышеупомянутых проблем, не стоит ее игнорировать. Вместо этого сделайте шаг навстречу и попробуйте создать для него комфортную среду обучения.
Шаг 1. Спокойно поговорить с ребенком
Для начала стоит выяснить, что именно не нравится ребенку: предметы, люди, темп, атмосфера. Не обесценивать его чувства – даже если кажется, что проблема "мелкая".
Шаг 2. Пообщаться с учителем или классным руководителем
Выясните, замечает ли педагог проблемы, оцените поведение ребенка на уроках, попросите обратную связь.
Шаг 3. Оценить, можно ли изменить ситуацию внутри школы. В частности:
- перевести в другую группу или класс;
- сменить педагога по отдельным предметам;
- обратиться к школьному психологу;
- временно уменьшить нагрузку.
Шаг 4. Следить за состоянием ребенка
Если через 1 – 2 месяца ситуация не улучшается, стоит рассмотреть другие решения.
Шаг 5. Рассмотреть альтернативные форматы обучения
- дистанционное обучение;
- комбинированные форматы;
- индивидуальные образовательные траектории;
- смена школы в течение года.
Почему иногда лучшее решение – смена среды?
Часто бывает, что родители хорошо понимают, почему ребенку некомфортно в определенной школе, но решить проблему в рамках именно этого учебного заведения пока невозможно. И здесь причиной может быть не буллинг, а просто сложность адаптироваться к большому количеству учеников, быстрого темпа уроков или общей перегрузки.
В таком случае важно не заставлять ребенка терпеть, а создать условия, в которых он сможет:
- учиться в своем ритме;
- чувствовать себя защищенно;
- сосредоточиться без стресса;
- получить поддержку и качественные учебные материалы;
- сформировать положительный опыт обучения.
Какая есть альтернатива?
Удачной альтернативой для детей, которым не подходит традиционный школьный формат, может стать дистанционная школа "Оптима". Ведь именно здесь вашему ребенку предложат:
- качественные интерактивные материалы, которые легко усваиваются;
- возможность учиться в собственном темпе;
- безопасную и поддерживающую среду;
- обучение доступно из любого города и из любой страны;
- поступление возможно в течение всего года;
- возможность изучать украинский, английский, польский, французский, немецкий языки;
- большой выбор дополнительных занятий, кружков, мероприятий и курсов;
- официальные документы об образовании единого государственного образца Украины;
- профессиональные учителя, обеспечивающие постоянное сопровождение;
- возможность дистанционно получить американское среднее образование;
- рекомендованные МОН Украины уроки, рекомендованные МОН Украины;
- международную аккредитацию и признание;
- качественную подготовку к ВНО / НМТ.
Во всех преимуществах обучения в "Оптиме" и в рамках дистанционного формата можно убедиться уже сегодня. Здесь даже предлагают бесплатное знакомство с платформой и учебной программой с платформой и учебной программой, чтобы ваш ребенок действительно имел выбор и мог учиться в комфортных для себя условиях.