Источник: Министерства образования и науки Украины

Опрос состоялся в рамках национальной кампании "Классный учитель" и проводился при содействии Минобразования.

К теме Как будут внедрять профессиональный стандарт учителя в Украине: важные детали

В целом, большинство опрошенных украинцев убеждены, что учитель должен вдохновлять, понимать и уважать учеников, раскрывать их потенциал и быть открытым к общению.

Интересно, что педагоги главной чертой педагога считают умение заинтересовать учебой и вдохновлять ученичество, в то же время родители отдают предпочтение уважению и равному отношению ко всем ученикам.

Каким является идеальный учитель в Украине: результаты опроса

Вот такой портрет современного учителя, ожидаемый родителями (по рейтингу от самых больших до самых маленьких):

  • уважение к каждому ученику, равное отношение ко всем – 72%;
  • умение заинтересовать учебой, вдохновлять детей – 70%;
  • понимание детей, умение находить с ними общий язык – 67%;
  • способность раскрывать ученический потенциал – 51%;
  • коммуникабельность, открытость к общению – 48%;
  • терпеливость и самоконтроль – 43%;
  • забота о здоровье и эмоциональном состоянии ученичества – 36%;
  • оригинальный стиль преподавания – 33%;
  • умение разрешать конфликты – 31%;
  • совершенное знание своего предмета – 30%;
  • требовательность к ученичеству – 22%.

Главной компетенцией учителя для раскрытия потенциала ученика назвали умение поощрять учащихся к осуществлению познавательной (исследовательской) деятельности – 72% среди родителей и 66% среди учителей соответственно.

Другими определяющими компетенциями стали:

  • ориентация на возрастные и индивидуальные особенности ребенка (56% родителей и 56% учителей);
  • творческий подход к учебному процессу (50% родителей и 55% учителей);
  • организация эффективного взаимодействия ученичества в коллективе, побуждение их к сотворчеству (47% родителей и 58% учителей).


По результатам опроса, большинство респондентов выяснили, что именно учителя являются наиболее важными участниками образовательного процесса и играют главную роль во внедрении новейших стандартов. На втором месте – именно школы. А наименьшее влияние имеют родители и представители общественности.

Полный рейтинг влиятельности участников образовательного процесса:

  1. учителя – 2 570 баллов;
  2. администрация школы – 2 413 баллов;
  3. Минобразования и науки Украины – 2 204 балла;
  4. ученичество – 2 170 баллов;
  5. родители – 2 035 баллов;
  6. общественность – 1 694 балла.

Добавим, что во время опроса учителя и родители признали приоритетными комфортное и безопасное пребывание в школе, психологическое развитие ребенка и получения им эмоционального удовольствия от учебы.

В то же время, чтобы предотвратить появление буллинга в школе, педагог должен:

  • уважать каждого ребенка (72%);
  • обладать навыками профилактики таких проявлений (58%);
  • уметь разрешать конфликты, когда их уже невозможно избежать (55%).

Именно эти компетенции, по мнению респондентов, являются определяющими для недопущения конфликтов, буллинга и других нарушений прав ребенка.