Как учить детей, если выключают свет: секреты от опытных педагогов

21 ноября 2022, 14:17
Читати новину українською

Источник:

Освитория

В Украине из-за кризиса в энергетике, вызванного ракетным террором России, часто выключают свет. Отсутствие электроэнергии оказывает негативное влияние на обучение детей.

Однако даже в такое сложное время можно учиться и учить эффективно. О своем опыте рассказали педагоги.

Как развлечь ребенка, если нет света: 40 лучших игр

Как учить детей, если нет света

Учитель биологии в киевской гимназии, автор учебников по биологии, телеведущий Максим Рудич рассказал, как эффективно обучать детей даже в случае отключения электроэнергии.

В этом помогут:

  • ментальные карты;
  • обучающие платформы;
  • соцсети;
  • исследование вне класса.
  • Ментальная карта (карта мыслей)

Чтобы помочь учащимся быстро догнать и вспомнить материал "потерянного" урока, учитель предлагает в начале следующего урока нарисовать ментальную карту (карту мнений) соответствующей темы. Детям это очень нравится: они обожают анимировать свои конспекты. Хорошо, если ваши ученики будут делать ментальные карты разноцветными фломастерами и карандашами. Итак:

  • выберите главную тему ментальной карты;
  • от этой темы отведите несколько линий – это дополнительные подтемы, касающиеся основной (рисунок ниже);
  • взаимодействуйте с детьми напрямую. Кроме того, что они рисуют карту себе в тетрадь, еще и активно выражают идеи и догадки.

Вот пример создания ментальной карты и дополнительных задач из учебника биологии для 8-го класса (авторы К. Задорожный, М. Рудич):

Рисование такой карты мнений очень быстро активизирует образовательную деятельность, уточняет педагог. А еще эта активность помогает развивать критическое мышление. Такие ментальные карты могут быть созданы на любых уроках и даже на любом этапе урока.

  • Увлекательные исследования вне класса

Рудич советует родителям приобрести электронные конструкторы. То есть такие, что не нуждаются в питании из розетки, а достаточно батареек. При составлении схем ребенок изучит немало важного в теме "Электричество" и расширит сферу естественных компетентностей на новом уровне критического мышления.

  • Собственная платформа школы с материалами для всех уроков

Школам жизненно необходимо создать специальные платформы, где будут храниться все материалы, видеоуроки, предлагаемая литература, обучающие медиафайлы для всех уроков. Самая простая из таких платформ – Classroom. Как только включают свет, учащиеся могут проработать тему. Учителю достаточно дать ссылку на нужные материалы.

  • Социальная сеть для связи с учащимися

Учителям следует иметь с учениками чат, куда они будут посылать интересные вопросы к конкретному "потерянному" уроку или теме. При этом могут отправлять 3D – анимации, разные короткие видео.

  • Интересующиеся с MozaBook коррелируемые с темой урока

Рудик также рассказал, что просит своих учеников загрузить в телефоны или планшеты бесплатное приложение MozaBook. Он работает даже без подключения к интернету. И когда включают свет, ученики уже знают, что можно интересного посмотреть в этот момент. А это – цифровые уроки, 3D – презентации, анимации.

К теме Дыши, двигайся, отдыхай: упражнения для школьников, которые помогут перезагрузить мозг

А учительница химии лицея имени Артема Мазура из Хмельницкого, финалистка Global Teacher Prize Ukraine 2020 Наталья Зима поделилась своим методом.

Что поможет:

  • перевернутый класс;
  • ВШО;
  • форма обратной связи;
  • тестирование без ограничения времени.
  • Метод перевернутого класса + форма обратной связи

Идея перевернутого класса очень помогает, если урок пропущен, а учителю важно, чтобы эту тему дети усвоили качественно. Можно действовать по следующему плану:

  • дайте учащимся ссылку на видео с платформы ВШО или сделанный лично вами урок. Важно: должны быть короткие и аргументированные видеопояснения;
  • подготовьте практические задания к теме, которую учащиеся проработали дома. А уже на следующем уроке дети продемонстрируют, что усвоили. Также найдут практическое применение полученной информации;
  • отправьте учащимся форму обратной связи в Google-форме. Попросите написать в ней все вопросы, которые возникали у них при просмотре обучающего видео, проработке конспекта. На следующем уроке проработайте эти вопросы вместе с классом. Когда ваши ученики научатся задавать вопросы – обучение выйдет на новый уровень.