Тему образования обсудили на форуме "Украина 30. Коронавирус: вызовы и ответы", который инициировал президент Украины к 30-летию независимости. Там и собрали советы экспертов о том, как ученикам наверстать учебу.
К теме Что хорошего коронавирус дал школам по всему миру: интересные детали
В Украине низкий уровень образования
Нардеп Сергей Колебошин рассказал, что благодаря исследованию PISA в 2018 году выяснилось, что украинские дети существенно отстают от уровня, нужного для экономического роста страны.
Также у нас бешеный разрыв в уровне образования в большом городе и селе – до 2 лет обучения. Эти данные подтверждаются и результатами ВНО у детей из городов и сел. Поэтому должны признать: нам нужны изменения,
– добавляет он.
По его словам, этот год показал, что учителя важны, а школа – это не "камера хранения для детей". В частности, родители наконец увидели, как сложно удерживать внимание учеников и как много времени занимает подготовка к урокам.
Нужна конкуренция различных форм обучения
Зато победитель Global Teacher Prize Ukraine 2020 Василий Дьяков считает, что классно-урочная система и до коронавируса была в кризисе. Есть рекомендации лишь 30 % времени проводить синхронные онлайн-уроки, но этим часто пренебрегают и директора, и учителя.
"Родители признаются, что во время онлайн обучения ребенку тяжело, поэтому они справедливо ставят здоровье малыша в приоритет, и получается, что дети посещают онлайн уроки по важным для себя предметам, и пропускают остальное. Зато большинство работают 24\7", – отмечает эксперт.
Дьяков уверяет, что пандемия дала нам окно возможностей. А для эффективной работы системы нужна конкуренция.
Не такая, когда из одной школы переходят в другую, ведь и там, и там ребенок попадает в ту же классно-урочную систему и имеет по 7-8 уроков в день. Нам нужна конкуренция между формами получения среднего образования, чтобы родители делали сознательный выбор,
– добавил он.
Как помочь ученикам наверстать пробелы в учебе
Руководитель практики по вопросам образования в Европе и Центральной Азии Гарри Патринос признался, что коронавирус привел к закрытию школ в 45 странах. Это повлияло на более чем 100 миллионов учеников и студентов.
"Если украинские школы были закрыты в среднем 4 месяца, то обучение будет потеряно на 8 %. Это огромный показатель. А процент учеников и студентов, которые будут демонстрировать плохие результаты, вырастет на 10%", – говорит эксперт.
Известно, что эти прогнозы уже сбылись для таких развитых европейских стран, как Бельгия, Великобритания, Швейцария.
Мы также прогнозируем, как потери в учебе повлияют на дальнейшую жизнь сегодняшних учеников и студентов. Ведь локдауны задели 1,5 миллиарда учеников, поэтому долгосрочные потери для экономики составят от 360 миллиардов до 5 триллионов долларов,
– уверяет Патринос.
Что может сделать власть, чтобы уменьшить негативный эффект потерь обучения на экономику:
- ввести программы восстановления школ: примером такой программы может быть "Школа, мы готовы" от ЮНИСЕФ;
- защитить расходы на образование в национальных бюджетах: чтобы выявить учеников, которые отстают и работать с ними, школам нужны дополнительные ресурсы;
- подготовиться к будущим возможным эпидемиям: например, оцифровывать программы.
По словам экспертов, в процессе выявления и преодоления отставания в обучении очень эффективной является программа репетиторства. Даже 12-недельная программа работы детей с репетиторами дает значительные результаты.
Читайте также Микрообучение: как новый образовательный тренд мотивирует учиться современных детей
К тому же такая программа не требует большого финансирования. В Италии, например, к этому привлекли студентов педагогических специальностей. Они прошли быстрое интенсивное обучение и включились в работу.
Кроме того, надо вводить эффективное и частое оценивание, чтобы учителя могли четко понимать, где есть пробелы и кто из учеников нуждается в помощи.
Стоит также пересмотреть годовое расписание обучения и более активно использовать в летнее время для восполнения пробелов.
Учителя еще больше будут набираться опыта
Основатель платформы Prometheus Иван Приймаченко отмечает, что люди поняли: онлайн образование не лучше или хуже офлайн, это просто мощный инструмент эффективного обучения.
По нашему прогнозу 50 % украинских учителей и дальше будут повышать квалификацию в онлайн-формате. Только на Prometheus имеем 300 тысяч зарегистрированных учителей и преподавателей на курсах повышения квалификации,
– добавил он.
Примаченко считает, что образовательная среда после пандемии будет более конкурентной: много заведений перешли в онлайн и там останутся. Здесь главное, чтобы государство не пыталось помешать этому.