Каждый отвечает за все

8 листопада 2018, 12:11

Еще не став народным депутатом, мне приходилось сталкиваться с двумя, можно сказать, противоположными мнениями о том, какова роль каждого конкретного депутата в том, что происходит в стране, какова мера его персональной ответственности за все происходящее?

Первое мнение заключается в том, что один депутат, даже самый харизматичный, мудрый и авторитетный, не может нести ответственности за положение дел не только в стране, но даже в своем избирательном округе (если он мажоритарщик). Те же, кто придерживается противоположного мнения, считают, что каждый из народных депутатов несет ответственность за состояние страны, за те законы, которые принимаются Верховной Радой или остаются "под сукном" в кабинетах.

Читайте также: Депутаты разрешили легализовать украинцам самострои

Причем, эта ответственность не только политическая и моральная, но и юридическая. Я знаю, что даже предлагаются законопроекты, устанавливающие различные виды наказаний, – от дисциплинарных до уголовных, – за неответственное отношение к своим обязанностям, за ошибки, допущенные в законотворческой работе. Не говоря уже о фактах коррупции, преступного поведения. Мое же личное мнение заключается в том, что, как это часто бывает, истина где-то посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Безусловно, народный депутат, принимая участие в работе фракции Верховной Рады, избираясь по партийным спискам, связан фракционной дисциплиной. Хотя, для украинского парламента не являются исключениями и "перебежки" депутатов из одной фракции в другую. Кстати, в некоторых парламентах мира такая практика запрещена и связана с потерей депутатского мандата. Вопрос заключается же, по сути, в развитии внутрипартийной и внутрифракционной демократии.

К сожалению, по отзывам коллег, в украинских партиях решающим часто является мнение их лидера, решения принимаются достаточно кулуарно, а не в результате коллективной мыследеятельности. Думаю, что следующему составу Верховной Рады будет целесообразно внести изменения в Регламент Верховной Рады, в части, совершенствования демократичности и прозрачности внутрифракционной деятельности. В подобных изменениях, по моему мнению, нуждается и законодательство о политических партиях.

Народный депутат–мажоритарщик может немало сделать для избирателей своего округа. Часто для них обращение к депутату бывает последним шансом в решении проблем. Обидно, что их просто не слышат чиновники и даже для решения, вроде бы, самых обычных вопросов, приходится обращаться к депутату.

Когда я был Главой Херсонской областной администрации, я всегда четко следил за тем, чтобы любой государственный и муниципальный служащий был не только доступен для граждан, но чтобы они слышали людей, принимали конкретные решения, не откладывая вопрос "в долгий ящик".

Для народного же депутата, работа в округе, это не только возможность людям прийти к нему со своими вопросами, но и хорошая возможность узнать реальную ситуацию в округе, оценить то, как действуют принятые новые законы, узнать то, в какой мере люди знакомы с новым законодательством, в какой мере оно востребовано реальной жизнью.

Хочу обратить внимание коллег и на то, что работа в округе не сводится к участию в официальных мероприятиях и к взаимодействию с различными государственными и муниципальными учреждениями, с бизнесом и общественными организациями.

Все это обязательно должно дополняться обычным, непосредственным общением с самыми обычными людьми. Часто, просто на улице. Меня, когда приезжаю в Херсон, радует, когда ко мне подходят люди на улицах, задают вопросы о большой политике, делятся своими мнениями. Именно такие встречи я считаю одним из важных источников информации в своей депутатской работе.

Но, в то же время, хочу предостеречь коллег и от того, чтобы всю свою работу свести только к решению проблем своего избирательного округа. Предостеречь от превращения в своеобразного "постоянного и полномочного представителя" округа в Киеве. Каждый из нас не должен забывать о том, что мы народные депутаты Украины и главная наша задача состоит в работе над общегосударственным законодательством, в решении общенациональных задач, в укреплении единства страны и ее международного авторитета.

Каждый из депутатов должен научиться видеть проблемы округа сквозь призму общенациональных проблем, и обратно, решение общих задач доводить до конкретных решений и действий на местах. В способности осуществлять такую трансформацию и состоит не только определенное "искусство" депутатской работы, но и заключается его профессиональный опыт, уровень его компетентности.

Отдельно хочу поделиться мыслями и об ответственности народного депутата за участие в законотворческой работе, в пленарных сессиях Рады, работе комитетов и комиссий. К сожалению, приходится признать несколько плачевных фактов, хорошо известных читателям: среди народных депутатов есть достаточно устойчивая группа депутатов, не посещающих, как пленарные заседания, так и заседания комитетов. В настоящее время законодательство не содержит эффективных норм, позволяющих воздействовать на них.

Второй факт – низкое качество самих законопроектов, низкий уровень юридической техники, направленность определенной их части на решение конкретных лоббистских задач определенных депутатов. Третий факт – чрезмерно долгое время рассмотрения законопроектов комитетах.

Читайте также: Почему зарплата депутата должна превышать 100 тысяч гривен

В комитетах Рады до сих пор есть законопроекты, внесенные на рассмотрение еще несколько лет назад. Перед началом избирательной кампании, вроде бы принялись за устранение этого недостатка, но большого прорыва пока не наблюдаем.

А ведь речь идет о законах, которые очень нужны Украине и ее народу, которые позволяют продвигаться стране по пути ее цивилизационного европейского выбора, нужны каждому украинцу, чтобы повысить уровень жизни и благосостояния. Отдельного упоминания, думаю, заслуживает и чрезмерная "любовь" некоторых коллег давать различные обещания, особенно, перед журналистами.

Честно, такой практики я сам не одобряю и не придерживаюсь. За всю каденцию, как подсчитали журналисты, мною было дано 15 "обещаний", из которых 9 я смог выполнить, а остальные находятся "в работе". Считаю, что какое–то обещание надо давать только в том случае, когда на 150% уверен в том, что его выполнишь.

Завершая отмечу, что депутатский корпус является картинкой, "срезом" всего украинского общества. Депутатам свойственны те же достоинства, и те же пороки, что и большинству украинцев. Но, на каждом из нас лежит все–таки особая обязанность, – быть ответственным за судьбу страны, делать все, чтобы людям жилось лучше.

И чтобы получилось это, каждый из депутатов должен предъявлять особый счет именно к самому себе, постоянно работать над собой. И помогать в этом своим коллегам. Если удастся это сделать, тогда можно будет уверенно сказать: "каждый ответственен за все и все ответственны за каждого".

Читайте также: Как выбрать депутата?