Компании будущего: что не так с подходами в украинском бизнесе

25 вересня 2018, 10:01

Мы часто очень долго и с большой надеждой ждем будущее, не осознавая, что оно уже наступило. В сегодняшнем мире, когда изменения происходят с молниеносной скоростью, выигрывает тот, кто способен видеть если не свет в конце тоннеля, то хотя бы контуры поезда, который мчится вперед.

Многие бизнесмены задаются вопросом: как мне преуспеть в новом мире? Ведь сотни и тысячи компаний не могут понять сути изменений, пытаясь догнать будущее старыми моделями и традиционными, порой весьма консервативными методами ведения дел. Такие подходы, как правило, проигрывают молодым, амбициозным, инновационным конкурентам, которые не боятся бросать вызов крупным компаниям, шаг за шагом отвоевывая у них рынок.

В условиях современной Украины очень важно, чтобы бизнес понял одну простую вещь: выигрывает только тот, кто не зацикливается на прошлом, а думает о будущем, не забывая, что живет в настоящем. Командно-административные модели построения и ведения бизнеса могут иметь успех в краткосрочной перспективе. Но в расчете на 5-10 лет корпоративная бюрократия, жесткая вертикаль и постоянный контроль будут убивать желание сотрудников совершенствоваться и быть частью компании. Поэтому уже сегодня нужно менять как стратегию, так и тактику.

Читайте также: Как работает критическое мышление: другой взгляд на советские штампы

Потенциал нашей страны разрешает говорить о большой вероятности успеха многих украинских компаний не только внутри Украины, но и за ее пределами. Для этого нужно изменить не саму цель, а средства ее достижения. Только с приходом понимания, что важно и как выигрывает предприниматель в ХХI веке, мы способны покорять новые бизнес-вершины, параллельно способствуя улучшению имиджа Украины на мировой арене.

И так, вот несколько правил того, как изменить свой бизнес к лучшему.

Новая бизнес-философия

Зачастую, главной и порой единственной своей целью украинские компании видят быструю и большую прибыль. Ради прибыли они готовы жертвовать людьми, обходить законодательство, не всегда быть честными и ответственными перед стейкхолдерами – от потребителей и партнеров, до инвесторов и кредиторов. И если в короткие временные промежутки такие компании способны получать прибыль, то в долгосрочной перспективе они теряют главное – доверие.

Одним из ключевых факторов успеха компаний будущего всегда будет выступать именно доверие. Как известно, нельзя построить доверие без открытости, честности и взаимоуважения. Когда сотрудник компании понимает, что ему доверяют и верят в него, он способен на большее, нежели так называемое "отбывание на рабочем месте с 9:00 до 18:00".

Новая бизнес-философия украинских компаний должна строиться именно на доверии. Нельзя быть успешным, если ты не доверяешь своим сотрудникам, а они не верят тебе. Нужно не боятся говорить с людьми и слышать их, передавать инициативу в их руки, подразумевая, что с инициативой они наделяются и ответственностью за своим деяния. И когда человек чувствует и правильно понимает оказанное ему доверие, в некотором смысле он начинает действовать как самостоятельный, индивидуальный бизнесмен. Такая модель поведения будет всегда только способствовать общему успеху компании.

Стратегия горизонтальных связей

Жесткая вертикальная бизнес-модель уходит в прошлое. Современные предприниматели начинают понимать, что на смену иерархии идет децентрализация. Система горизонтальных связей вытесняет вертикальную модель управления. Это не означает, что никто ни за что не отвечает, а контроль и иерархию сменяет анархия и вседозволенность. Горизонтальные связи всегда должны опираться на несколько столбов.

Во-первых, – это ответственность. Каждый сотрудник компании должен понимать, что он несет ответственность не только перед компанией, но и лично перед собой. Ответственность перед собой подразумевает как качественное исполнение своих прямых профессиональных обязанностей, так и отсутствие страха прибегать к помощи коллег, делиться с ними своими сомнениями, не бояться получать новые знание и новый опыт.

Второй важный фактор горизонтальных связей – постоянная обратная связь. Людям всегда важно быть услышанными, понимать собственную ценность для компании, осознавать, что руководство не использует тактику слежки и жесткого контроля, а предпочитает диалог и обсуждение.

И третий столб горизонтальных связей – равноценность. Нельзя публично в коллективе говорить, что люди делятся на более ценных сотрудников и на менее ценных. Религиозные, расовые, половые и иные предрассудки никогда не сплотят коллектив, не смогут формировать из сотрудников эффективную команду единомышленников, которым важна не только прибыль, но и общий успех компании, который не мыслим без успеха каждого отдельно взятого работника.

Инвестиции в сотрудников

Компании будущего понимают важность постоянных, системных инвестиций в своих сотрудников. Практика показывает, что инвестиции в людей оправдывают себя. Постоянная текучка и смена кадров – это плохая история, порождающая вопросы и недоверия со стороны стейкхолдеров. Поэтому нужно инвестировать в своих работников, ведь кто знает, может через несколько лет вчерашний студент станет локомотивом успеха вашей компании?

Украинский бизнес не должен жить с постоянной оглядкой в прошлое и страхом перед будущим. Нужно помнить, что времена кризисов – это также времена возможностей, упустив которые мы никогда не сможем быть самодостаточными, успешными компаниями будущего, которые понимают, что прошлое должно оставаться в прошлом.

Читайте также: 6 самых интересных новых профессий будущего