Таксисты хотят подчиняться местным властям
Чтобы легализовать отечественный рынок такси, который по оценкам чиновников на 95% в "тени", требуется немедленное изменение законодательства, уверены участники рынка.
Причем, как отмечают они, функцию регулирования отрасли следует передать местным властям.
По замыслу украинской таксомоторной ассоциации, местные органы управления рынком такси должны контролировать тарифную сетку, лицензирование и другие важные вопросы отрасли. Пока ими, как констатируют специалисты, никто не занимается.
Контролировать расценки сегодня нет возможности
"Кто-то объяляет откровенно демпинговые расценки, по которым и на бензин невозможно собрать. А другой может, совершенно не опасаясь какого-либо наказания, устанавливать сказочную цену на услуги. Хотя бы и 100 гривен за километр. Но если он - легализованный перевозчик, то каким-то образом ограничить его в таких ненормальных расценках современное законодательство никакой возможности не дает ", - объясняет председатель правления Украинской таксомоторной ассоциации Анатолий Галазюк.
Нелегальный рынок такси оценивают
в 20 миллиардов гривен на год
Путем легализации рынка такси, по подсчетам экспертов, в государственный бюджет можно было бы привлечь до 1,5 миллиарда гривен. Тем временем весь рынок нелегальных такси оценивают в 20 миллиардов гривен в год.
И правительство, и столичные власти уже объявляли нелегалам войну. В частности, в Киеве планируют создать специальную рабочую группу по легализации.
А чиновники готовят законопроект и основали государственную службу такси, которая получила статус официального перевозчика футбольного чемпионата с базированием в "Борисполе". Впрочем, пока попытки навести порядок в отрасли дают сомнительный результат.
"Вице-премьер Колесников сделал большие шаги - выставлены такси. А вы знаете в чем трагедия? Что они стоят. Это как стоят локомотивы, а рельсы не проложили. Потому любого пассажира, особенно иностранца, особый фильтр людей уговаривает и тянет мимо легальных такси ", - считает экс-министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко.
С почти полной тенизацией ринка
соглашаются не все
Впрочем, с почти полной тенизацией области соглашаются не все. Как констатируют участники рынка, в действительности теневые схемы используют в основном частные перевозчики или банальные неплательщики налогов.
Для таких случаев существует Налоговая. Остальные на этом рынке в совершенно законных рамках, считают таксисты. Но при необдуманных реформах отрасли, ненадолго.
"Есть определенные опасения, что в эту борьбу с нелегалами попадут и легальные фирмы, работающие на рынке такси. Любые ограничения приводят к перекосам на рынке. Те службы, которые легально предоставляли услуги, куда исчезнут? Они уходят в тень. И это , опять же, недобор налогов ", - убежден директор службы такси "1554" Антон Боголюбов.
От борьбы с нелегалами могут пострадать и легальные фирмы
По мнению таксистов, реформировать отрасль следует исключительно рыночными методами. А для повышения качества услуги было бы неплохо создать благоприятные условия для предоставления таксистам автомобилей в лизинг. Тогда и авто были бы новенькие и единого стандарта, и за потребителя боролись качеством.
"А бороться на рынке есть за что. По экспертным оценкам, только в Киеве авто с "шашечками" ежедневно зарабатывают около 5 миллионов гривен. А с началом Евро-2012, когда тарифы и пассажиропоток могут вырасти в 2-3 раза, столичные таксисты ежедневно смогут зарабатывать не менее 20 миллионов гривен ", - говорит журналист Алексей Савицкий.
Навести порядок на ринке к Евро-2012 не удастся
Но в любом случае навести порядок на рынке такси к проведению Евро-2012 уже не удастся, считают эксперты. Хотя власти и ставили себе такую цель.
Поэтому вполне возможно, что заработать на иностранцах смогут как специально созданные официальные перевозчики футбольного чемпионата, так и остальные службы такси и рядовые частные перевозчики.