В Киеве обнаружили сенсационную находку незаурядной ценности
В Софийском Соборе Киева были найдены уникальные фрески XVIII-XIX веков, которые ранее зарисовали советские реставраторы. Таким образом, о существовании под слоем краски произведений искусства современные исследователи не знали.
Об этом рассказала заведующая сектором Национального заповедника "София Киевская" Тамара Рясная, передают "Факты".
Читайте также: Верблюды, мореплаватели и боги: как выглядела планета в старом атласе мира
Как подчеркнула эксперт, получить соответствующую информацию удалось благодаря архиву, в котором сохранились данные о проведенных реставрационных работах.
По ее словам, сейчас известно, что после монгольского нашествия орды на Киевскую Русь и упадка государства храмом не занимались почти 600 лет: реставрация началась при митрополите Петре Могила в первой половине XVII века, а во времена правления гетмана Ивана Мазепы храм основательно перестроили с тогдашними традициями. Тогда старые фрески не уничтожили и оставили под толстым слоем краски.
Часть композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов"
"В 1843 году в одном из помещений отвалился кусок штукатурки. Увидел это протоиерей Тимофей Сухобрусов. В это время в Киево-Печерской лавре работал специалист по древней живописи, архитектор и историк академик Федор Солнцев – он изучал старинные произведения церковного искусства. Его попросили осмотреть фрагмент живописи, который оголился. Академик был поражен, поняв, что это фреска XI века. О сенсационной находке доложили высшему духовенству и императору Николаю I. Царь распорядился раскрыть фрески и "исправить в прежнем виде". Руководителем работ назначили академика Солнцева. Так вот, под его руководством за два года фрески XI века в Софийском соборе расчистили. И тут все увидели, что персонажи на них благословляют двумя перстами, а не тремя, как было принято после церковной реформы середины XVII века", – отметила Тамара Рясная.
Как отметила заведующая сектором Национального заповедника "София Киевская", в советские времена решили закрасить фрески.
"Получилось так, что сейчас на композиции под сводами собора, на которой изображен 35 из 70 апостолов, один из персонажей имеет портретное сходство с этим реставратором. В отчетах середины 1950-х годов фотографии композиции с апостолами до и после реставрации. Я обратила внимание, что там, где сначала был изображен худощавый старец с длинными седыми волосами, появилось лицо молодого человека с пухлыми щеками и зачесанными назад волосами. Сохранилось фото команды, которая работала тогда над живописью собора. Если сравнить лицо апостола, о котором я сказала, и одного из реставраторов на снимке, вы увидите, что они очень похожи. Согласно протоколам собраний группы реставраторов, молодой человек всячески отстаивал живопись XVIII-XIX веков. Однажды сгоряча даже выпалил: "Эти фрески XI века не имеют никакой ценности!" будучи, пожалуй, на взводе, он и решил написать вместо практически осыпавшегося лика старца свой портрет", – рассказала эксперт.
В то же время она добавляет, что на архивных фотографиях можно найти также фреску, на которой изображена библейскя история "Путь в Эммаус", когда апостолы Лука и Клеопа не узнали Христа, который после воскресения присоединился к ним по дороге в город Эммаус.
Читайте также: В Германии безжалостно разрушили собор XIX века: известна причина
"Путь в Эммаус": Христос идет по дороге с апостолами Лукой и Клеопой
"По предварительной оценке главного реставратора Национального заповедника "София Киевская" Анатолия Остапчука, открыть закрашенные работы в советское время будет непросто. Замечу, что во время реставрации 1950-х на сводах была уничтожена очень ценная надпись, вероятно, сделанная в XVII веке. Надпись гласит, что собор начал строиться в 1011 году. Это невероятно важная информация. Граффити, обнаруженные на стенах собора Надеждой Николаевной и заместителем генерального директора Национального заповедника "София Киевская" доктором исторических наук Вячеславом Корниенко, подтвердили эту дату. Все это дало основания отпраздновать 1000-летие собора в 2011 году. Но все равно дискуссии историков продолжаются. Надпись, уничтоженная реставраторами в 1950-х годах, является весомым аргументом", – резюмировала Тамара Рясная.