1. Да, этот пункт программы вызывает у всех самые горячие дискуссии. Потому что этому нет пристойных объяснений. Та идея, что в последнем 12-году дети будут осваивать нужные компетенции, наталкивается на неумолимую гильотину ЗНО.
2. И если у учеников/родителей возникнет выбор – тратить время, силы и деньги на компетенции или на ЗНО, они будут вынуждены выбирать второе. Потому что жизнь-то требует компетенций, а вузы – ЗНО, которым это важнее.
Так что эту нестыковку придется как-то расшить, и выбрать одно из двух: или компетенции или ЗНО!
3. Многие обрушиваются с критикой на "12-летнюю" систему. Потому что надо будет еще решить вопросы с девочками, которые могут по закону выходить замуж и рожать детей. А где в школе ставить коляски? А также что делать мальчикам с их воинской обязанностью?
Значит, придется увязывать разные законы между собой.
4. Прекрасна идея министерства разбить школу на 3 ступени, как на Западе. Но тогда было бы просто замечательно, чтобы у каждой ступени были свои собственные здания: у малышей в начальной школе – свое здание, в средней школе – свое, а у 10-11-12-классников – свое. И было бы как на Западе. Но где их взять?
5. Однако главная беда нашей системы образования – это учебники и перегруженные программы. Они настолько анахроничные и отсталые от обычной и научной жизни, что их надо кардинально переделывать. Но никто не знает как. Тем более, что вряд ли есть смысл тратиться на бумажные учебники, а электронные требуют совсем другого формата и других авторов.
6. Поэтому нужно создавать интернетные гипермаркеты знаний, как на edufuture.biz, где был бы выбор учебного материала.
7. Правильный шаг – переход от обучения просто знаниям к их освоению и пониманию через компетенции. Теперь надо думать, как именно этим компетенциям обучать – ну, не на уроках же по 45 минут. Нами, кстати, такая эффективная система обучения компетенциям разработана, и мы ее внедряем в пилотных проектах по стране. А дальше она распространяется по цепной реакции.
8. Важна тема денег. Я посчитал, что на эту очень нужную людям/детям/учителям реформу перехода на 12 лет и на резкое осовременивание системы образования нужно будет инвестировать дополнительно 20-30 млрд грн. И если Кабмин их выделит, то существует надежда, что скоро мы будем только радоваться тому, как учат наших детей по-новому.
Читайте также: Одаренные дети: другой подход к образованию