Писать новый документ депутаты начали в 95-м, а закончили через год. Основные споры велись вокруг статей, касающихся государственной символики, языка и статуса Крыма. На постатейное голосование депутаты потратили почти сутки.
Отдельные положения голосовались чуть не по 30 раз. Эпохальную ночь позже назвали Конституционной. Бывший народный депутат Виктор Мусияка, который в день принятия Конституции отмечал юбилей, вспоминает, как после многочасовых дебатов умолял коллег проголосовать статью, которая утверждала государственный статус украинского языка.
"Мне, говорю, 50. Я Вас прошу, кто меня уважает проголосуйте. Ну какие еще аргументы, все сказано. И мне здесь так знаете....сжало горло, я вышел в дверь за президиумом и через пару минут слышу такой взрыв в зале, а это всегда был сигнал, что проголосовали. И проголосовали, а потом быстро после этого уже не было таких статей, положений, которые были бы очень конфликтные и где-то в 9-ть вошел президент", - говорит бывший народный депутат Виктор Мусияка.
Новая Конституция значительно больше отвечала тогдашним реалиям. Документ предусматривал многопартийность, гарантии многоукладной экономики и частной собственности, а главное утверждал национальный тип украинского государства, говорит еще один участник тех событий Иван Заец.
"Реально это означает, что украинцы строили свое государство в русле европейской политической традиции, как государство национального типа, где традиции и обычаи украинского народа кладутся в основу общественного устройства", - говорит народный депутат Иван Заец.
В редакции 96-го года Конституция просуществовала лишь 8 лет. О внесении изменений в Основной закон политики заговорили почти сразу после его утверждения. За переход к парламентско-президентской республике к концу своего второго срока стал активно выступать тогдашний президент Леонид Кучма. Реализовать политреформу удалось благодаря конфликтной ситуации во время президентских выборов 2004-го. Законопроект о внесении изменений в Конституцию противники Виктора Ющенко протолкнули в пакете с новым законом о выборах президента, который по замыслу оранжевой команды должен был сделать невозможными фальсификации во время голосования.
"Как всякое быстроиспеченное, оно оказалось немного кривым. И в тексте новой Конституции не хватало сбалансированности", - говорит народный депутат Юрий Ключковский.
До конца не продуманный, писанный наскоро документ, четко не разграничивал полномочия различных ветвей власти, в итоге спровоцировал нездоровую конкуренцию между президентом, премьером и парламентом. Постоянное перетягивание властного одеяла привело к глубокому политическому кризису.
Его причину ликвидировали уже при президентстве Виктора Януковича, правда не конституционным способом. По представлению депутатов-регионалов политреформу отменил Конституционный суд, вернув новому главе государства кучмовские полномочия, что вызвало возмущение не только внутри страны, но и в Европе.
"Тот эксперимент, который мы получили в течение пяти лет, с 2004-го по 2010-й, он показал, что предложенный тогда, в 2004-м году механизм в Украине не работает. Это не значит, что он является плохим", - говорит представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко.
"Давайте мы не будем пудрить мозги людям. Давайте мы честно скажем, что мы хотим установить президентское государство, с огромными полномочиями президента, якобы это нужно, потому что в Украине развал и это будет соответствовать действительности, что развал. Но мы видим: сколько бы полномочий не давалось, ничего не меняется, потому что нам, увы, не повезло с президентами", - говорит бывший народный депутат Георгий Крючков.
Похоже, что в своем первозданном виде новая-старая Конституция вновь просуществует недолго. Только политреформа была отменена, политики вновь заговорили о необходимости внесения изменений в основной закон.
Какими они будут, станет ясно после следующих парламентских выборов, когда будет известна расстановка сил в Верховной Раде следующей каденции. Депутаты этого созыва внести коррективы в Конституцию уже не успеют.