Несмотря на всю сложность и напряженность ситуации на Востоке, там остались миллионы мирных жителей. В том числе студентов и абитуриентов.
Какова ситуация с их ВУЗами? Где они должны теперь учиться? Как быть с безопасностью этих ребят в нынешних условиях? И как события последних шести месяцев вообще повлияли на их жизнь?
Со всеми этими вопросами мы попытались разобраться вместе с преподавателем Донецкого Национального Университета доцентом и кандидатом экономических наук Егоровым Владиславом Петровичем.
Наша беседа растянулась на три встречи. Итоги первой публикую здесь.
Добрый день. Владислав Петрович, все началось больше полугода назад. Давайте вспомним с самого начала: С начала зимы студенты принимали активное участие в социально-политической жизни страны.
Насколько студенты и преподаватели донецких ВУЗов оказались вовлечены в этот процесс? Что произошло с системой высшего образования после смены министра образования произошли ли какие-то существенные изменения и почуствовали ли их студенты и преподаватели? Каким образом это отразилось на учебном процессе?
С началом акций в Киеве на майдане в начале зимы, донецкие студенты и преподаватели в большинстве своем приняли диванную позицию, и только некоторые прагматики начали дискуссионное обсуждения в своих кругах с пониманием дальнейшем ухудшением социально-экономической политики государства. Некоторые студенты приходили выразить свое недовольство к Донецкой ОГА и создавали свой маленький майдан, не боясь нападений и издевательств со стороны молодчиков.
Что касается учебного процесса, то он проходил спокойно, в штатном режиме и зимняя сессия прошла в запланированные сроки в вузах Донецка.
С приходом нового министра образования, никто не боялся репрессий в вузах, тут вам не Нафтогаз или Минуголь, люди научные и не требуют жесткого контроля, никаких объёмных кадровых перестановок не произошло, что тоже с одной стороны и хорошо, и не очень.Единственное, что было замечено мною, это письмо министра ректору ДонНУ об отстранении проректора Татьяны Мармазовой от работы в связи с причастностью к сепаратистским движениям.
Надеемся, что министр подготовит программу по сокращению пенсионного коллектива вузов, что составляют более 70 процентов и внедрению молодых ученых на кафедры и факультеты нашего региона. Это является самой большой проблемой ваших вузов по моему мнению, преподавательский ресурс износился и не может идти в ногу со временем, тем самым не пускают инновации в систему образования.
После обострения ситуации в регионе, которое пришлась на конец учебного года, находиться вгороде и области стало небезопасно: каким образом, в связи с этим, студенты сдали выпускные экзамены, а абитуриенты - вступительные?
Существуют ли гос. Программы по урегулированию этих сложностей.
Когда ситуация в области и в регионе в целом начала переходить в стадию военных действий, студенты и преподаватели ощутили проблему с выездом и въездом в города их обучения, начались перебои со сдачей летней сессии и принятием гос. экзаменов. Руководство вузов проконсультировалось с министерством образования и приняли на местах определенные распоряжениям касающиеся их специфики учебного процесса. Кто закрыл вуз и перенес сессии на август, кто выставил студентам оценки по средним текущим баллам не спрашивая их согласия, что очень сильно ударило по стипендии и успеваемости студентов, многие потеряли красные дипломы и соц выплаты и просятся перевестись в другие вузы Украины. Зачем руководство вузов так поступило -- не известно, но сами они тем самым нанесли урон своей репутации. Порядка трех раз менялись даты подачи документов в приемную комиссию для абитуриентов в вузы Донецкой области и в конечном результате, каждый вуз самостоятельно выбрал себе сроки приема, показав свою несовместнуюи нескоординированную работу в области ( зачем тогда существует ректорский совет вузов?).
Какие последствия данные сложности вызвали в системе высшего образования на Донбассе?
Ситуация очень печальная, очень. Студенты боятся возвращаться в Донецк. У студентов забрали общежития и профилактории, "ДНР" забрали всю легковую и рабочую технику, так сказать, национализировали для нужд фронта. Как можно учится, если рядом ходят люди с автоматами и вербуют учеников на фронт?! Примерно 30 процентов студентов забрали уже дипломы бакалавров и подали на магистратуру в другие вузы Украины, а что им остается делать, рисковать жизнью? И это за их деньги, что они платят за обучение?! Многие вузы уже получили планы набора студентов на бюджетные места и опять увидели тенденцию уменьшения на 25 процентов. Это, безусловно, ударит по бюджету вузов и их имиджу. И восстановить этот имидж, который мы создавали годами, будет очень тяжело. Почему ректора не пишут Министру Образования с просьбой в тяжелой ситуации пересмотреть бюджет, я не могу понять. Все, вероятно, ищут пути отхода и хотят бросить вузы на произвол судьбы. Такого допустить нельзя. Все надежда на новые правила, принятые верховной радой в системе образования для вузов и, в основном, на расширение прав студентов, на студенческое самоуправление. Есть надежда, что студент отстоит свои права и улучшит как свои бытовые условия, так и качество учебного процесса.
В следующем блоке вопросов на эту тему мы рассмотрим сегодняшние реалии студентов Донбасса.
Беседовала Вероника Миронова.