Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект №3623, который введет в Украине электронные трудовые книжки, а от бумажных постепенно будут отказываться. О том, насколько это удачная идея и какие есть риски, читайте в материале 24 канала.
Читайте также Электронные трудовые книжки все ближе: Рада сделала первый шаг
Что изменится
О том, чтобы заменить бумажные трудовые книжки электронными, говорят уже достаточно давно, но только сейчас дело дошло до законодательных изменений. Законопроект предусматривает, что весь учет трудовой деятельности будет вестись в электронном формате, если же работник захочет, чтобы эти сведения также были в его бумажной трудовой книжке, отделы кадров смогут вносить туда нужные записи.
Еще одно нововведение – автоматическое начисление пенсий. Благодаря тому, что учет трудовой деятельности будет в электронной форме, украинцам будут начислять пенсии по возрасту автоматически.
Планируется, что полностью к новой модели Украина перейдет с 2025 года. К тому времени параллельно будут использовать как бумажные трудовые книжки, так и электронные.
Нужно ли переходить к электронным трудовым
Необходимость изменений учета трудовых отношений назрела уже достаточно давно, особенно, учитывая то, что другие страны максимально стараются перевести все в электронную плоскость. Например, в Великобритании, США и странах Европейского Союза давно действует цифровой учет трудовой деятельности.
Олег Титамир, президент ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг", говорит, что полностью поддерживает такие изменения, ведь бумажные трудовые книжки выглядят как неудобный бюрократической атавизм.
Их заполнение и хранение требует дополнительного времени и защищенных мест хранения. Если документ портится, то его восстановление для украинцев – это семь кругов чиновничьего ада. Ведь нужно объездить все предприятия, где человек работал. Если же некоторые из них закрылись, то необходимо искать свои трудовые данные в архивах,
– говорит Титамир.
Интересное по теме: Сколько Google платят своим работникам: должности и зарплаты
Какие плюсы
Как авторы законопроекта, так и эксперты уверены, что переход к цифровым трудовым книжкам — правильный шаг, который имеет много преимуществ. Владислав Волынец, управляющий партнер INPRAXI LAW, говорит, что главная цель такого нововведения — предоставление нового уровня сервиса при начислении пенсии. То есть, имея доступ к реестру застрахованных лиц через личный электронный кабинет, пенсионер получает полную информацию о трудовой деятельности, стаже, а также уплаченных взносах. Он может в электронном виде, без очередей и траты собственного времени, подать документы, которых не хватает. А уже начисление пенсии будет происходить автоматически.
"Среди очевидных преимуществ: сбережение времени как пенсионеров, так и работников органов Пенсионного фонда. Для бизнеса – это сбережение ресурса на администрирование трудовых книжек. Уменьшение количества пенсионных споров, подавляющее количество которых возникает вследствие неполноты информации о трудовой деятельности работников и их страховой стаж из-за распространенной теневой занятости", – говорит Волынец.
Электронные трудовые книжки помогут уменьшить бюрократическую волокиту / Фото Pixabay
Виктория Ковальчук, партнер юридической компании ESQUIRES, заметила, что большой плюс таких изменений в отсутствии сложностей, связанных с возвратом трудовой книжки при увольнении, как для работника, так и для работодателя. Все данные будут находиться в электронном доступе — работнику останется лишь проверить внесены ли изменения именно туда.
Работодатель, в свою очередь, не должен пытаться вернуть трудовую книжку недобросовестному бывшему сотруднику, который такого возврата избегает. Таким образом у экс-работника не получится искусственно продлить себе процессуальные сроки для обращения в суд, ведь день получения трудовой книжки будет считаться днем увольнения,
– объясняет Ковальчук.
К тому же, работник по желанию сможет оставить свою трудовую книжку, которая будет дублировать электронную. Он может просить работодателя, чтобы тот вносил данные в электронный реестр, параллельно делая записи и штампы в бумажном документе. Олег Титамир добавляет, что это существенно будет экономить время работников и работодателей.
Во время оформления на работу человек сможет не подавать трудовую книжку – достаточно паспорта, ИНН и других документов. Конечно, плюсы получат и работодатели и их эйчар-отделы – не нужно будет заниматься бумажной волокитой, обеспечивать надежное хранение трудовых книжек как крайне важных документов и тому подобное.
Эксперты уверены, что станет меньше исков в суд из-за проблем с увольнением и принятием на работу, ведь система должна стать более прозрачной. Зореслава Кудыба, член Ассоциации юристов Украины, отмечает, что работник сможет самостоятельно проконтролировать содержимое своей электронной книги с помощью ЭЦП (так называемого электронного ключа). А в случае выявления неточных записей обратиться к работодателю с требованием исправления таких неточностей.
"В общем, переход на электронные трудовые книжки потребует определенного времени. Указанный законопроект содержит только общие направления таких нововведений, ведь после его принятия нужно принять порядок внесения таких изменений, исправления ошибок и тому подобное. И, по моему мнению, именно от такого подзаконного акта будет зависеть скорость внедрения этой реформы", – говорит Кудыба.
Какие риски несут электронные трудовые книжки
Но у такой инициативы есть и ряд минусов, которые стоит учитывать. Один из рисковых моментов – несоответствие информации в бумажном варианте и электронном. Андрей Шульгин, юрист адвокатского объединения Kachura Lawyers, отметил, что дальше из-за этого могут возникнуть проблемы с неправомерным изменением информации третьими лицами в базе данных или неправомерное распространение конфиденциальной информации.
Также следует учитывать, что уполномоченное лицо работодателя, которое будет непосредственно вносить информацию в базу данных может умышленно или ошибочно внести неверные данные. Итак, все эти проблемы тянут за собой кучу судебных решений и процессов,
– объясняет Шульгин.
Украинцы не уверены, что их данные будут в безопасности в электронной форме / Фото Pixabay
Еще один нюанс заключается в том, что название компании подтягивается к базе Пенсионного фонда по коду ЕГРПОУ. То есть, если название компании изменится, то у истории работы возникнет путаница. Например, если человек работал строителем и компания называлась "строитель 1", а потом сменила профиль и стала "автомойкой 1", то в пенсионном кабинете это будет выглядеть довольно странно и запутанно.
Олег Титамир добавляет, что важно разобраться с данными о трудовом стаже до июля 2000 года, ведь эта информация не зафиксирована в электронном реестре Пенсионного фонда, она вписана только в бумажные трудовые книжки. Также эксперта интересует, насколько надежно будут защищены персональные данные украинцев, ведь есть много историй о сливах конфиденциальных данных.
"Конечно, не обходится здесь и без вероятных коррупционных рисков относительно внесения чиновниками или представителями работодателя в электронные трудовые книжки работников нескольких дополнительных лет рабочего стажа за коррупционную "мзду", – заключает эксперт.