6 сентября участники акции "За доступную растаможку каждом украинцу" объявили о намерении митинговать до последнего, пока законодатели не примут решение относительно цивилизованных и не грабительских правил растаможивания авто.
Требования активистов: упрощение или отмена растаможки европейских автомобилей и снижение норм "Евро-3", "Евро-4", "Евро-5", чтобы машину можно было регистрировать после обычного техосмотра.
7 сентября митингующие снова пришли под стены ВР с теми же требованиями.
Как отметил в посте в соцсети Facebook один из активистов – нардепы не воспринимают проблему нерастаможенных авто как общественно важную, указывая на немассовость протестующих.
В начале лета сайт "24" анализировал, смогут ли законодательные инициативы, уже предложенные на рассмотрение ВР, примирить владельцев нерастаможенных авто и украинских законодателей и управленцев, в материале "Нерастаможенные авто в Украине: как всех примирить".
Итак, ранее на рассмотрение парламента был подан законопроект 5567 (так называемый "законопроект Парасюка"), суть которого заключалась в урегулировании вопроса транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования. Сейчас он направлен на замену.
Есть еще второй, 4932 (законопроект Бурбака). В настоящее время рассматривается в комитете ВР, его задача – решить вопрос единого сбора, взимаемого в пунктах пропуска через государственную границу Украины (2 евро в день – именно на таком уровне посчитали этот сбор).
Законы полезные и вредные
В комментарии сайту "24" руководитель "Авто Евро Сила" Олег Ярошевич объяснил: законопроект 5567 был симбиозом законопроектов Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики. Его активисты приняли за основу. Хотя документ целиком и не устраивал технически, но был приемлемым со стратегической точки зрения. Зато законопроект 4932 Ярошевич назвал неприемлемым и вредным.
Он вреден для всей Украины, в том числе для людей, которые могут путешествовать по Украине. Результатом этого законопроекта должно было быть зеркальное отражение ставки к нам, украинцам, которые будут завтра путешествовать по Европе,
– отметил Ярошевич.
Схемы ввоза подержанных иномарок существовали с начала независимости Украины, рассказал в комментарии сайту "24" автоэксперт Виталий Максимов. В 1994 году президент Леонид Кучма первым запретил ввоз автомобилей старше 10 лет. До тех пор спокойно въезжали в Украину машины любого возраста и состояния. Это стало определенным "ударом", но сделано это было в защиту украинского производителя, который тогда еще существовал.
Сейчас у нас в Украине драконовские законы, защищающие отечественного автопроизводителя. Но, если откровенно, – его де-факто не существует уже более 2 лет. Продаж нет. Особенно после 2014 года, с начала войны. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что защищаем то, чего нет,
– отметил Максимов.
Таким образом до сих пор схема ввоза подержанных авто из Европы была очень удобной "дырой в законе", которая позволяла подзаработать на масло к хлебу (и не только) таможенникам, чиновникам, автодилерам.
Читайте также: Как полиция и таможенники охотятся за нерастаможенными автомобилями
Чтобы не напрягать ситуацию, логичным было бы или узаконить иномарки хоть каким-либо способом, или запретить (что маловероятно, ведь наши политики в курсе, что может быть после запрета).
Законопроект 5567 эксперты называли более или менее приемлемым в качестве определенной точки отсчета, с которой можно было бы впоследствии совершенствовать решение вопроса. Но вместе с тем сомневались, что он будет принят, ведь против такого урегулирования вопроса очень "против" продавцы новых авто. Так как легализация иномарок и достаточно безболезненная растаможка новопривезенных еврономеров б/у уменьшит рынок продаж новых машин, поставит под угрозу деятельность автосалонов и их работников. Как видим, сомневались не зря.
Автор картинки Andrik Dolmatoff
Указ президента не выполнили
В июне этого года президент Украины Указом 146/2017 поручил Кабинету Министров Украины безотлагательно урегулировать ситуацию, "которая сложилась в результате несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств, зарегистрированных соответствующими органами иностранных государств". Или же – легализовать авто с иностранными номерами в Украине.
На вопрос сайта "24" аналитик Андрей Вигиринский тогда разъяснил, что сам указ не решает вопросы, он поручает активизировать работу по поиску и узакониванию решений, без указания, при этом, сроков исполнения. Далее наступило лето, парламент ушел на каникулы, вопрос снова завис.
И вот активисты своими акциями напомнили о себе. Поэтому запасаемся поп-корном. История будет иметь продолжение.
Читайте также: Легализовать все: безболезненное узаконивание подержанных иномарок