Что происходит?

Если в двух словах — политический кризис. На этом сходятся все непосредственные участники событий. Правда, все они имеют различные версии причин и следствий.

Что такое политический кризис?

Академическим языком — это ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является прекращение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля. Человеческим языком — неспособность политиков переступить через собственные амбиции и договориться о взаимодействии, которое пойдет на пользу государству и его населению. Традиционно сопровождается обострением всех существующих в пределах страны конфликтов. Легче переносится странами со стабильными экономиками и теми, кто не чувствует риска внешнего вторжения.

Насколько это уникальное явление?

Только за последние сто лет можно вспомнить Боснийский кризис 1908 года, Июльской кризис 1914 (это тот, который завершился Первой мировой войной), Судетский кризис 1938 (это тот, который завершился Второй мировой), восстание 1953 года в Восточной Германии, Суэцкий кризис 1956-1957 лет, Берлинский кризис в 1961 году, Карибский кризис, кризис политики перестройки в СССР. Из совсем свежих: Киргизский кризис, Итальянский кризис, Палестинский кризис, Приднестровский кризис, Кенийский кризис. Если же немного погуглить, то примеров можно найти еще больше. Как видите — бывало и хуже.

То есть, политический кризис — явление отнюдь не уникальное. Теоретики политических наук с ними примирились и начали изучать. Поэтому все кризисы сейчас классифицированы и в учебниках рассматриваются как отражение дестабилизации политической системы. В них даже научились видеть позитив — ведь именно политические кризисы выявляют новое соотношение сил и интересов, а когда они уже решены — значит начинается новый этап общественного развития.

Как часто они возникают в Украине?

С завидной регулярностью — в 1993-1994 годах, в 2007-2008 годах, в 2013 году. Все они были традиционно вызваны неготовностью политиков к политическим компромиссам из-за собственных финансовых интересов и оторванности от реалий жизни украинцев.

Что повлекло нынешний кризис?

Все то же самое. Формальным поводом стали выход из коалиции и обвинения депутатов от "Баткивщины" и "Самопомочи" (давно не скрывали своей оппозиционности), в том, что нынешнее руководство страны объединилось с осколками Партии регионов и отдали страну на управление олигархам, сделанные после того как 16 февраля депутаты не смогли отправить в отставку правительство Арсения Яценюка, которому перед этим они же выразили недоверие. Запутанно выглядит? Да, именно.

Как долго он продлится?

Вопрос риторический. Руководство Евросоюза надеется, что не слишком долго, лидеры отдельных европейских стран уже настроились на то, что очень долго. Украинские политики настаивают на том, что все будет зависеть от того, когда все участники событий смогут договориться между собой. Если действующая коалиция будет насчитывать менее 226 народных депутатов, она автоматически прекращает существование. Сейчас нардепов в коалиции насчитывается 217. По закону, если в течение одного календарного месяца не будет создана новая коалиция, президент получит право назначить внеочередные парламентские выборы. То есть, условно говоря, или до конца марта мы получим коалицию, или президент сможет назначить новые выборы.

Какие есть варианты развития событий?

Разнообразные. Вариант первый — новую коалицию все же сформируют. Теперь уже без "Самопомочи" и "Батькивщины", которые не для того выходили, чтобы формировать новое большинство. Уже сейчас "Народный фронт" и Арсений Яценюк проводят переговоры с Радикальной партией Ляшко. В РПЛ вроде и не против, но хотят знать что им за это будет, а пока они продолжают бегать между красивыми и умными, пытаясь определиться, где им лучше. К объединению с Оппоблоком в парламенте не склонны. Поэтому наиболее вероятная комбинация коалиции — "Народный фронт + БПП + РПЛ".

Если с ней не получится — можно использовать старый проверенный вариант "тушкование" — привлечение отдельных депутатов в коалицию. Вариант второй — перевыборы, формирование нового парламента и, соответственно, нового правительства. Этот вариант выгоден далеко не всем, так как для ключевых политических сил риск не попасть в Раду достаточно высок.

Вариант третий — отсутствие перевыборов. Закон прямо не обязывает президента назначать перевыборы в случае отсутствия большинства. Он дает ему такое право, которым глава государства может либо воспользоваться, либо нет. Если не воспользуется — парламент продолжит свою работу без большинства.

Какие последствия будет иметь все то, что сейчас происходит?

Финансовая поддержка западных партнеров будет приостановлена ​​— вложение денег в нестабильный парламент и сомнительное правительство никому не выгодно. Поэтому все ждут стабилизации ситуации. Это минус. Рада будет работать, даже без коалиции, законотворческие процессы не будут заблокированы. Способность голосовать за законы без большинства депутаты уже доказали. Это плюс. Очень осторожно политологи предупреждают о возможности политического реванша бывших регионалов. Это тоже минус, но есть шанс, что этого не произойдет и это уже плюс. В досрочных выборах эксперты также видят позитив — они откроют возможность прихода на украинскую политическую сцену новых персонажей. Это тоже плюс.

Читайте также: Чем закончится отказ МВФ от Украины: коротко о важном