Плавно, медленно и заблаговременно – вот короткий ответ на вопрос, как ездить по скользкой дороге. Это три кита, на которых в принципе нужно строить стратегию безопасной зимней езды. Но поскольку главным отличием зимы от лета для водителя является коэффициент сцепления шин с дорогой, мы говорим именно об этом.
1. Все делаем плавно
Все нужно делать плавно: поворачивать руль, нажимать и отпускать педали. В противном случае резкая смена значений и векторов сил, прилагаемых к колесам, приведет к потере сцепления шин со скользкой поверхностью.
Читайте также: Подготовка к зиме: готовим машину и себя
2. Трогаемся с места
Прежде чем тронуться с места на обледеневшей дороге, еще раз сопоставьте состояние покрытия и предстоящий маршрут. Оцените свои силы, решая, как ездить по скользкой дороге и ездить ли вообще – возможно, стоит отложить начало поездки на полдня, ведь через несколько часов лед может растаять сам или его одолеют коммунальные службы.
Если вы уверены в себе и решили ехать, сконцентрируйтесь, не включайте в салоне музыку, попросите пассажиров помолчать, поставьте вентилятор отопителя на нешумные обороты. Потому что вам будет важно слышать, не нарушена ли обычная зависимость между оборотами двигателя и скоростью движения машины. Когда колеса буксуют, двигатель крутится быстрее, а машина при этом двигается медленнее или вовсе стоит.
При трогании отпускайте сцепление максимально медленно, а обороты двигателя держите максимально низкими – это называется трогаться в натяжку. Если колеса буксуют и начать движение не получается, попробуйте трогаться со второй передачи. Если у вас автоматическая коробка передач, включите зимний режим трансмиссии (при наличии), или в ручном режиме трогайтесь со второй передачи – большинство автоматических трансмиссий это позволяет.
3. Скорость движения
Скорость движения должна быть по возможности максимально низкой – это еще один ответ на вопрос, как ездить по скользкой дороге. Не ориентируйтесь на других водителей, которые едут намного быстрее вас: они могут не осознавать, что делают, у них могут быть спортивный опыт зимней езды, шипованные шины, дорогая страховка, склонность к суициду и что угодно, но вы должны опираться только на свой опыт и свои ощущения. Обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, сигналы поворота подавайте заранее, чтобы другие участники движения имели время на скользкой дороге скорректировать свои действия.
4. Торможение на гололеде
Каждое торможение желательно предусмотреть заранее. Для безопасного торможения держите увеличенную против обычного дистанцию, в особенности при приближении к перекрестку. Прогнозируйте сигнал светофора, на который вы подъедете к перекрестку. Если позволяет обстановка, тормозите двигателем, отпуская акселератор при включенной передаче. Обычно торможение двигателем получается более плавным, чем рабочими тормозами. Но имейте в виду, что при резком обращении со сцеплением или неоправданно низкой передаче торможение двигателем тоже может вызвать юз, снос или занос автомобиля.
Читайте также: Пришло время сменить шины на зимние
5. Поворот на льду
Если дорога блестит как стекло, старайтесь проходить повороты по максимально большому радиусу. Заблаговременно выстраивайте траекторию так, чтобы уже на дуге в какой-то момент не приходилось поспешно доворачивать руль. Работу педалью тормоза в поворотах нужно исключить: торможение на кривой гарантированно приведет к самому неприятному – сносу передней оси. Еще одно условие непростой задачи, как ездить по скользкой дороге – никакого движения накатом, передача должна быть постоянно включена.
Продольные колеи в слое льда или укатанного снега, подобно рельсам, помогают держать машину на курсе, но выезжать из них перед поворотом нужно без остановки, сходу. И вообще, при остановке остерегайтесь попасть колесами в лунки или поперечные ледяные колеи – чтобы выбраться из них, может понадобиться сторонняя помощь.
Читайте также: Подготовка к зиме: встречаем День жестянщика