Случалось, что последствия таких инцидентов были трагическими. Чтобы избежать подобных случаев, ученые создали специальные устройства для отпугивания пернатых.

Орнитологи записывают крики птиц, сообщающие об опасности. При взлете самолета наземные службы определяют вид птиц, которые находятся вблизи и включают запись. Результат - отличный. Напуганные птицы мигом покидают зону взлета.

Ведущим специалистом в этой области является компания Scarecrow Bio-Acoustics. Ее устройства размещены в 800 аэропортах 32-х стран мира. Сложность только в записи крика испуганных птиц.

"Обычно все происходит так: мы ловим птицу и затем в студии пугаем ее для того, чтобы она начала визжать от страха ", - говорит главный акустик Scarecrow Bio-Acoustics Энтони Уокер.

Компания работает на рынке уже 25 лет. В ее активе - крики более 60 видов птиц. Но хитрые пернатые научились отличать механическую запись от живого звука, поэтому временами не спешат улетать.

"Со временем птицы могут привыкнуть и к искусственным крикам. Тогда мы вынуждены отгонять их собственными силами - выстрелами в воздух, криками. Порой даже бегаем по полю и машем руками ", - говорит главный офицер безопасности Кембриджского аэропорта Гэри Ленокс.

Ежегодно птицы наносят гражданской авиации убытков на сумму больше миллиарда долларов. Однако еще больше авиакомпании тратят, когда кому-то из пассажиров внезапно становится плохо, и воздушное судно приходится возвращать обратно.

Впрочем, ученые нашли выход и из таких ситуаций. Новая телеметрическая система позволяет пилотам быстро оценить состояние пострадавшего и проконсультироваться с врачами на земле о состоянии пациента. Систему разработали ученые из европейского аэрокосмического агентства.

Через спутник в больницу передают показатели давления, температуры и даже электрокардиограмму. Поэтому врачи могут быстро определиться, нужно ли самолет сажать, или человеку могут оказать помощь в воздухе.

Более того, медики через видеосвязь могут визуально оценить состояние пациента. Инновационные технологии скоро планируют ввести на всех самолетах.