В недрах конкурсной комиссии по подбору будущего руководителя ГП "Укрспирт" ведется пристальный анализ более чем трех десятков кандидатур. Комиссии было бы намного легче, если бы кто-то оснастил ее простейшими фильтрами.

Процедура конкурсного отбора на замещение должности директора ГП "Укрспирт" проходит в два этапа. На первом - неограниченный никакими условиями широкий круг претендентов может предлагать свои кандидатуры. Фактически, почти кто угодно. В результате отсутствия входного "фильтра" перед конкурсной комиссией оказывается три с лишним десятка аппликационных папок. Их-то она до конца августа и изучает. Без каких-либо предубеждений. И плевать, что в списке есть масса «героев вчерашних дней» - любой из них имеет шансы оказаться в кресле директора, если прорвется во второй тур конкурса. К началу сентября по результатам работы конкурсной комиссии будет отобрано две кандидатуры – из них-то правительство и будет выбирать достойнейшую фигуру.

А между тем, есть несложные фильтры, которые позволят конкурсной комиссии не только сэкономить массу дорого времени. Но и избавиться от заведомо неэффективных, а в некоторых случаях и опасных кандидатов. Начнем с очевидного.

Фильтр N1: претендент не должен иметь в прошлом эпизодов со злоупотреблениями.

Это очевидно же – если некто был нечист на руку и «путал свою шерсть с государственной», то ему однозначно не место среди финалистов конкурса на замещение должности главы ГП "Укрспирт". Уже очень высоки ставки и велики риски преступных посягательств. Компания только-только выбралась из череды скандалов и последние полгода довольно резво прощается с грязными историями прошлого.

Ну и активно пробиваемый новым менеджментом выход компании на внешние рынки тоже требует весьма прозрачной репутации – и предприятия в целом, и его руководителей.

Фильтр N2: претендент должен иметь опыт управления крупными производственными предприятиями с многоуровневой структурой менеджмента.

Тут тоже все понятно: ГП "Укрспирт" представляет собой созвездие нескольких десятков самостоятельно работающих предприятий плюс центральный аппарат управления. Такая структура подразумевает непростую систему менеджмента. И при этом необходимо гарантировать жесткий контроль над потоками подакцизной продукции, высокую управляемость, точное формирование инвестиционных приоритетов, маневр ограниченными ресурсами.

Иначе компания просто рассыплется. Либо будет растащена. Скажем прямо – к моменту прихода нового менеджмента в конце 2014 года "Укрспирт" уже был на гране развала.

Фильтр N3: претендент должен предъявить хотя бы скромный портфолио с успешными кейсами антикризисного управления.

Возможно, кто-то считает, что кандидат, прошедший "Фильтр N2", автоматически удовлетворяет и требованиям "Фильтра N3"? Но это не так. Вполне может оказаться, что некий достойный кандидат имеет внушительный послужной список - тут тебе и крупные корпорации, и даже работа в госаппарате. Но если нет антикризисного опыта, то возникает очень высокий риск того, что руководитель не удержит управление в руках в условиях шокового обвала на рынке, либо девальвации, либо даже банальных попыток «приватизировать менеджмент» или во время атаки рейдеров.

Как такие фильтры работают на практике, легко увидеть на примерах конкретных кандидатур. Конечно, полный список участников "отборочного тура" конкурса пока неизвестен. Но о некоторых информация уже постепенно просачивается. Взять, например, скандальных финалистов первого, весеннего конкурса - в списке претендентов нынешнего отбора они снова присутствуют. Нина Гаркавая и Анатолий Далибожик дошли до финала весной 2015 года, но вот незадача: всплыли истории злоупотреблений, имевших место в 2009-2014 годах. Тогда о злоупотреблениях сообщили члены трудового коллектива Ивано-Франковского областного государственного объединения спиртовой и ликеро-водочной промышленности. И дело дошло до того, что решением правительства конкурс был прерван в финале.

В медиа неоднократно циркулировали данные о том, что Анатолий Далибожик, возглавлявший в свое время Залучанский спиртзавод (Ивано-Франковская область), а также Нина Гаркавая, возглавлявшая Ивано-Франковское областное государственное объединение спиртовой и ликеро-водочной промышленности, причастны к злоупотреблениям. В одном из эпизодов фигурирует нанесение ущерба в 30,6 млн грн. путем документально неподтвержденной закупки зерна сои.

А в 2014 году и вовсе стало известно об уголовных делах по поводу противозаконного отпуска подакцизной продукции, а также по поводу расхищения имущества путем злоупотребления служебным положением.

Ввиду всего описанного вот эти две кандидатуры выглядят совершенно непроходными по репутационным мотивам – то есть из-за "Фильтра N1".

Поговаривают также о еще одной неочевидной кандидатуре, которую активно проталкивают лоббисты из «жемчужины у моря». Это практикующий юрист и недавний депутат одесского горсовета Григорий Трипульский. Диплом юриста – хорошее подспорье, но он мало чем поможет человеку, который руководил за время своей карьеры разве что небольшой юридической фирмой. Бизнес этот – вполне уважаемый, но очень камерный и с точки зрения менеджмента – весьма примитивный. Не спасает даже наличие в перечне постоянных клиентов этой юрфирмы немаленьких компаний, в том числе – алкогольных.

Может быть, г-н Трипульский успел обзавестись менеджерским опытом в те времена, когда работал в качестве корпоративного юриста? Вряд ли – потому что до прихода в депутаты он изрядное количество лет содействовал процветанию ООО "Невада" оператору игрового бизнеса. Скажем так, далеко от управления сложными производственными структурами. Хотя кризисов в игорном бизнесе обычно навалом.

Что касается иных антикризисных успехов г-на Трипульского – о них тоже ничего неизвестно. Тяжелые времена - 2009-2009 годы – он провел, деля рабочее время между ООО "Невада" и Одесским горсоветом.

В общем, члены конкурсной комиссии имеют все возможности для того, чтобы отсеять заведомо непроходные и репутационно рискованные кандидатуры. Ждать вердикта осталось, в общем-то, недолго.

Напомним, 8 апреля 2015 года премьер-министр Арсений Яценюк поручил Министерству агрополитики отменить результаты конкурса на замещение должности руководителя ГП "Укрспирт". "По руководству Укрспирта... какой-то конкурс провели, на первой стадии двух выбрали "абсолютно кристально чистых людей": у одного 4 уголовных дела, а у другого 6", — сказал Яценюк.

Премьер поручил безотлагательно отменить результаты этого конкурса и разобраться, как эти лица попали в номинационный комитет и переназначить его. Очередной конкурс стартовал 1 августа, а финиширует он 4 сентября 2015 года.