Становление, вдохновенное произведениями классиков - Кавалеридзе, Бойчука и Богомазова, под саундтрек Rolling Stones и Led Zeppelin, рождает художника, свободного от влияния соцреализма и готового к экспериментам.

"Я вырос на традициях импрессионизма, кубизма. И я прихожу в республиканскую художественную школу, где также очень высокий уровень преподавания. А меня учат как в 19 веке, чтобы мы закончили школу, институт и рисовали праздник урожая, вождей", - говорит художник Олег Тистол.

Уже с детства Тистол почувствовал себя диссидентом. В 16 лет на юного художника даже завели личное дело в КГБ. Впрочем, признается, он сам протестовать никогда не боялся, ведь всегда чувствовал поддержку близких и родных.

"Если бы не Горбачев и не его перестройка - то, скорее всего, пришлось бы куда-то бежать отсюда", - вспоминает художник.

Архитектор и коллекционер Андрей Супруненко считает, что хороший художник - всегда в авангарде.

В 1984-м, во время учебы во Львове, амбиции Тистола выливаются в очередной смелый проект. Вдохновленный увиденными в журнале изображениями итальянских и польских денег, художник берется разрабатывать дизайн собственных купюр.

"Советские деньги они же были никакие, паршивенькие. Это же халтура была", - рассказывает Олег Тистол.

Балансировать на грани Тистол продолжает даже на службе в армии. Испытывает смелые творческие идеи в закрытой секретной части, куда он попадает ещё с одной будущей звездой авангарда - Винни Реуновым. До приезда маршала юноши рискуют оформить часть в стиле поп-арт, хотя и понимают - здесь будет либо пан, либо пропал.

"За это могли очень сильно наказать. Но из-за того, что всё было очень ярко и никто ничего не понимал, то у меня вон даже грамота висит на стене, которую мне именно за это дали в армии", - объясняет художник Олег Тистол.

Впрочем, даже несмотря на награды и признание зарубежных искусствоведов художник понимает: на родине его творчество под устоявшиеся шаблоны не подпадает.

"Ты понимаешь, что на машине "Волга" ты кататься не будешь точно, как большинство художников. Тогда ведь художники очень много зарабатывали. Потому что я фанатичный художник", - говорит художник.

Тистол вдохновенно переходит от проекта к проекту. Рисует крымские горы, в середине 90-х вместе с Николаем Маценко берется исследовать стереотипы в проекте "Нацпром", события Оранжевой революции 2004 года выплескивает в серию картин "ТV+Реализм". Принимает участие в биеннале в Венеции, Москве, Сан-Пауло.

"У таких людей, как Тистол, творчество и жизнь - абсолютно неразделимы", - считает архитектор и коллекционер Андрей Супруненко.

"Олег очень изысканно и просто показал, что искусство не стоит надумывать, извлекать темы неизвестно откуда. Всё рядом", - рассказывает искусствовед Мария Хрущак.

Тем временем художник погрузился в свое новое детище - серию картин "Чужие". У вьетнамцев, украшенных петриковскими узорами он ищет ответы на вопросы самоидентификации, своего места в пространстве. Подчеркивает "экзотику" яркими цветами.

"Наверное, депрессивность и серость этой жизни заставляет меня опять же таки идти на внутренний протест", - делится художник Олег Тистол.

"Цвет, как по мне, для Тистола - это способ нивелировать какие-то жесткие углы, связанные с какими-то серьезными образами в его произведениях. Он смягчает", - отмечает искусствовед Мария Хрущак.

Не останавливаясь, фанатично, Тистол рисует дальше. И мечтает о появлении "художественной инфраструктуры", когда художники смогут избегать будничных дел - аренды мастерских, связей с коллекционерами и т.д., а будут просто творить. Тогда, говорит, поедет на необитаемый остров и полностью погрузится в искусство.