Первые творческие шаги сам Гайдай вспоминает с улыбкой. Говорит, что тогда ему, 4-класснику, подарили первый фотоаппарат и все десять пленок закончились уже в тот же вечер. Стремление снимать начало вытеснять наибольшее детское желание - защищать индейцев.

"Всё снимал, что видел. Всем интересовался с точки зрения фотографии. Было очень интересно, как получится снимок", - вспоминает фотограф Игорь Гайдай.

Потом был Киевский институт им. Карпенко-Карого. Дипломная работа молодого кинооператора, снята по мотивам произведений Рея Бредбери, побеждает на фестивале "Молодость", но любовь к мгновению, зафиксированному фотокамерой, только крепнет.

"Когда ты чувствуешь, что время течет, хочешь всё-таки использовать возможности фотографии остановить это время", - говорит фотограф Игорь Гайдай.

Гайдай открывает свою первую студию "16", снимает для журналов, кино, рекламы. Но однажды понимает, что хочет большего. 2003 год становится переломным. Вместе с женой он начинает проект "Украинцы. Начало третьего тысячелетия".

"Я видел разные страны. И хотя люблю и наши Карпаты, и наше Черное море, но всё же и в других странах очень хорошие ландшафты. А люди есть в каждой стране", - говорит фотограф Игорь Гайдай.

Уже спустя год Игорь Гайдай презентует первые плоды своего нового "детища", фотопроекта "РАЗОМ.UA". На каждом черно-белом снимке - сотни людей. При отсутствии цвета всё внимание - не к одежде или месту, а к лицам, индивидуальностям в сообществе, коллективной энергии и национальному духу.

"У нас хватает любви к Украине, просто она где-то спрятана. Спрятанная за ежедневными переживаниями, бытовой жизнью", - рассказывает жена и помощница Игоря Гайдая Нина Гайдай.

"Мы не можем понять, что такое Украина, что такое Запад и Восток. А в Игоревых фотографиях начинаешь понимать, что есть люди, которые занимаются одним делом и любят свое дело. Тогда понимаешь, что вот она - Украина", - объясняет директор ЦСИ "ДАХ" Влад Троицкий.

Съемки проходят в экстремальных условиях - в горных поселениях, на шахтах, крышах домов, церквях. Параллельно Гайдай воплощает и другие творческие идеи - снимает "Космос украинского хлеба", демонстрирует мистику женского тела в "Самани", фотографирует малышей, которые только увидели мир для проекта "9 месяцей+3 дня".

"Каждый человек - это находка. Человек, которого я зафиксировал, уже является маленьким документом в этом мире", - говорит фотограф Игорь Гайдай.

"У Игоря всегда возникают очень простые идеи, но они могут "расти в глубину", потому что там много философии", - рассказывает жена и помощница Игоря Гайдая Нина Гайдай.

Его подход к фотографии критики называют революционным, впрочем, к искусству относить не спешат.

"У нас очень мало художников. Очень много художников-ремесленников, особенно фотографов. Они все заняты бизнесом и даже не понимают, что делают", - отмечает искусствовед Алексей Титаренко.

Однако Гайдая это, кажется, совсем не смущает. Он продолжает изучать мир сквозь объектив своего фотоаппарата. Собирает героев для эмоционального проекта "Близкие", планирует новый том "Украинцев третьего тысячелетия", мечтает поехать в Америку и, возможно, осуществить детскую мечту и отснять настоящее индейское племя.