После официального запрета азартных игр в Украине для желающих "пощекотать" нервы осталась лишь одна легальная возможность сделать это – поиграть с государством в лотерею в надежде на скорый и, желательно, крупный выигрыш. Но, покупая лотерейный билет, мало кто из украинцев задумывается о том, каковы истинные объемы лотерей и чьи финансовые интересы сосредоточены на ярком кусочке картона.
По данным Министерства финансов за 2013 год общий оборот лотерейного бизнеса составил 9,096 миллиардов гривен, из них в призовой фонд ушло 7,319 миллиардов, операторам осталось 1,429 миллиардов, а налогов было уплачено 321 миллионов гривен. В 2014 году операторы задекларировали суммарный доход в размере 12,4 миллиардов гривен, уплатив в бюджет 324,7 миллиона.
Рынок государственных лотерей в Украине никогда не отличался прозрачностью. Хотя, говорить о том, что лотереи являются государственными можно лишь с большой натяжкой – государство лишь выдает лицензии и контролирует деятельность операторов. Еще в 90-х годах было выдано четыре лицензии, но активная деятельность осуществлялась тремя операторами: ООО "М.С.Л.", ПрАО "Патриот" и "Украинская национальная лотерея" (УНЛ). Четвертая лицензия принадлежит государственному "Ощадбанку", который так ею и не воспользовался. Хотя, еще в прошлом году на рынке циркулировали активные слухи о намерениях окружения бывшего премьер-министра Украины Арсения Яценюка воспользоваться данной возможностью и переформатировать рынок под себя. Однако, их усилия продвинуть в Верховной Раде Украины законопроект №1570 "О лотереях в Украине", предусматривающий государственную монополию на лотереи под управлением "нужного" оператора, не увенчались успехом. Намерения разбились о риф категоричности вывода комитета ВРУ по вопросам борьбы с коррупцией: "не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства".
"Черный день" для операторов государственных лотерей наступил в сентябре 2015 года. По-крайней мере – для двух из них. 16 сентября 2015 года своим указом президент Украины ввел в действие санкции в отношении компаний с российским капиталом. В список были включены самые крупные операторы лотерей – ПрАО "Патриот", в котором усмотрели след российского бизнесмена Олега Бойко, и ООО "М.С.Л.", которую связали с "Альфа-групп" российского олигарха Михаила Фридмана. К обоим операторам были применены такие действия, как блокирование активов, запрет на выведение капиталов из Украины, приостановка выполнения финансовых и экономических обязательств, запрет работать с международными платежными системами, ввоз и вывоз валютных ценностей и ограничения по выдаче наличных по платежным картам. Данные действия тут же сказались на финансовых результатах от деятельности лотерей - согласно данным Министерства финансов Украины за 11 месяцев 2015 года поступления в бюджет Украины от проведения лотерей составило всего около 26,5 миллиона гривен.
На рынке остался один оператор – "Украинская национальная лотерея" (УНЛ), основанная, согласно реестру, жителем американского штата Флорида Уильямом Френсисом Флинном и являющаяся единственной компанией со 100% иностранным капиталом.
За свою историю компания УНЛ поменяла множество собственников. Неоднократно в прессе звучали предположения о причастности к ее деятельности крупных украинских чиновников и политиков. Разговоры эти возобновились после того, как компания из аутсайдера, контролирующего 5% рынка, превратилась в монополиста.
В конце августа 2016 года рынок лотерей снова оказался в центре внимания экспертов. ПрАО "Патриот", оператор лотерей в отношении которого были применены санкции, заявил о смене собственника. Новым владельцем стал украинский банкир и финансист Александр Морозов. Ранее А. Морозов работал на руководящих постах в банковской сфере, в том числе председателем правления "Укргазбанк" и председателем правления ПАО "Ощадбанк".
Одной из первых инициатив А. Морозова стало расширение социальных функций лотерей. ПрАО "Патриот" подало и Министерство финансов внесло Условия проведения "Первой Благотворительной лотереи" в Единый реестр государственных лотерей в Украине. Целью лотереи является привлечение средств для реализации актуальных социальных проектов. В первую очередь речь идет о помощи ветеранам АТО, их семьям и пострадавшим от военных действий, а также – детям, требующим специализированной медицинской помощи.
Появление нового игрока, который обладает необходимым опытом, знаниями и политическим весом (в 2002—2005 годах народный депутат Верховной рады Украины IV созыва, был избран от Блока Виктора Ющенко "Наша Украина", глава подкомитета по вопросам небанковских финансовых институтов Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности) заставит рынок реагировать. Не могут обойти вниманием данный факт и государственные контролирующие органы. Сделка о приобретении ПрАО "Патриот", одобренная Антимонопольным комитетом Украины, свидетельствует о неправомерности дальнейшего нахождения оператора в санкционном списке, так как его владельцем стал гражданин Украины.
Нужно признать – пример ПрАО "Патриот" свидетельствует о том, что санкции могут служить не только политическим, но и экономическим инструментом в руках государства. Российские владельцы начинают избавляться от своих активов в Украине, столкнувшись с обстоятельствами непреодолимой силы, мешающим развитию бизнеса. Насколько эффективной будет деятельность новых, украинских собственников – покажет время. Остается надеяться на то, что за намерениями государства защитить свои интересы и рынки не скрываются намерения других игроков, пытающихся эти рынки монополизировать.