Харьковский Госпром — первый небоскреб Советского союза.
Начнем с первого Советского небоскреба. Эти 63 метра поражали не только украинцев. Американский писатель Теодор Драйзер называл Госпром "чудом, увиденным в Харькове". Небоскреб возводили 5 тысяч рабочих в три смены, поэтому строительство продолжалось всего-навсего 3 года.
За это время через руки рабочих прошли более тысячи вагонов цемента и 9 тысяч тонн металла. Отступая, немцы попытались поджечь здание. Но разве это могло ощутимо навредить железобетонному гиганту. Просто заменили обугленные двери и пол, и вставили новые окна. Их, кстати, 4 с половиной тысячи. С начала строительства прошло 90 лет, а масштабы Госпрома до сих пор поражают.
Станция метро "Арсенальная" в Киеве — самая глубокая в Европе.
Вторая гордость украинских инженеров — станция метро Арсенальная. Ее глубина впечатляющая — 105 метров. Таких эскалаторов в то время не делали, поэтому пришлось разбить спуск на две части, а между ними построить вестибюль. При этом построить его на поверхности земли, а уже потом опустить.
Такого в мире раньше еще никто не делал. Для надежности заморозили почву: вокруг конструкции вырыли сотни мини-скважин, залили в них хлорид кальция и только потом начали опускать железобетонное кольцо диаметром 23 метра. Этот процесс длился 4 месяца.
Шокирующая "Днепрогэс"
И наконец Днепрогэс! Его строительство считается одним из самых масштабных во времена Советского Союза. Проект доверили разрабатывать 120 лучшим инженерам того времени, на воплощение выделили традиционную пятилетку. Присоединился весь Союз. Из Белоруссии поступал лес, Азербайджан обеспечивал нефтью, Донбасс — углем, Приднепровье — металлом. В первые годы строительства не хватало экскаваторов, подъемных кранов, паровозов, поэтому большинство работ велись вручную с лопатой в руках. Бетон месили голыми ногами. Вскоре рядом с Днепрогэсом появился десяток заводов.
В те годы ГЭС была крупнейшей в Европе. Длина дамбы 760 м, высота — 60 м. Американская газета "Нью-Йорк ивнинг пост" без преувеличения писала "Построение Днепровской станции является триумфом техники, которым могла бы гордиться каждая страна".